Учебный план НОО АООП ЗПР (7.2) 2024-2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБ ЩЕГО ОБРАЗ ОВАНИЯ
(адаптированная основная
об щеобразовательная программа
для обуча ющихся
с задержкой психического развития
( вариант 7. 2)
на 2024- 2025 учебный год

г. Екатеринбург, 2024 г.

Пояс ните льная з апис ка
Учебный план в АООП НОО для обуча ющихся с ЗПР (вариант 7. 2) Муниципального
автономного об щеобразовательного учре ждения - средней об щеобразовательной школ ы
№ 138 - документ, который определяет перечень, трудое мкость, последовательность и
распределение по периода м обучения учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и формы проме жуточной аттестации
обуча ющихся.
Учебный план сформирован на основе нормативно- правовых актов федерального,
регионального, муниципального уровня, Устава МАОУ - СОШ № 138, адаптированной
основной об щеобразовательной програ ммы организации для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7. 2).
Учебный план определяет общие рамки принимае мых ре шений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механиз мов его реализации.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализаци ю требований ФГОС
НОО обуча ющихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к ре жиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими норматива ми и
Са нитарно-эпиде миологическими требованиями.
В учебном плане представлены предметные области и коррекционно- развива ющая
область. Содержание учебных предметов, входя щих в состав ка ждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей
и воз можностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно- развива ющая область вкл ючена в
структуру учебного плана с цель ю коррекции недостатков психофиз ического развития
обуча ющихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируе мой
участника ми образовательных отно шений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное вре мя, отводимое на их изучение по года м
обучения, отра жает содержание образования, которое обеспечивает достижение
ва жней ших целей современного образования обуча ющихся с ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечива ющих овладение систе мой
социальных отно шений и социальное развитие обуча ющегося, а также его интеграци ю в
социальное окружение;
- готовность обуча ющихся к продолжению образования на уровне основного об щего
образования;
- формирование основ нравственного развития обуча ющихся, приоб щение их к
об щекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жиз ни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обуча ющегося в соответствии с его индивидуальность ю.
Образовательная организация самостоятельна в осу ществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по ка ждому предмету ( предметно- практическая
деятельность, экскурсии).
Часть учебного плана, формируе мая участника ми образовательных отно ше ний,

обеспечивает реализаци ю особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей ка ждого
обуча ющегося.
Вре мя, отводимое на данну ю часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обуча ющихся мо жет быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части (русский яз ык, иностранный яз ык (английский));
- на введение учебных курсов, обеспечива ющих удовлетворение особых
образовательных потребностей обуча ющихся с ЗПР и необходиму ю коррекци ю
недостатков в психическом и ( или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечива ющих различные интерес ы обуча ющихся, в
том числе этнокультурные.
Часть, формируе мая участника ми образовательных отно шений, формируется на
основании учебных предметов, предложенных школой, выбором и запросами родителей
(законных представителей) обуча ющихся.
Выбор модуля предмета «Основ ы религиоз ных культур и светской этики»
осу ществляется на основе анкетирования родителей (законных представителей)
обуча ющихся.
При реализации образовательных програ мм взаимодействие обуча ющихся и
педагогических работников может осу ществляться опосредованно, с применение м
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Количество часов, отведенных на освоение обуча ющимися с ЗПР учебного плана,
состоя щего из обязательной части и части, формируе мой участника ми образовательных
отно шений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обуча ющихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обуча ющихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности. Выбор направлений внеурочной
деятельности определяется образовательной организацией.
Коррекционно- развивающая область,
согласно требования м
ФГОС
НОО
обуча ющихся с ОВЗ, является обязательной часть ю внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно- развива ющими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и рит микой, направленными на
коррекцию де фекта и формирование навыков адаптации личности в совре менных
жиз ненных условиях. Выбор коррекционно- развива ющих курсов для индивидуальных и
группов ых занятий, их количественное соотноше ние, содержание может осу ществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофиз ических особенностей
обуча ющихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвива ющие курс ы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Вре мя, отведённое на внеурочну ю деятельность, не учит ывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обуча ющихся. Распределение часов,
предус мотренных на внеурочну ю деятельность, осу ществляется следу ющим образом:
3

недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий ( пункт 3. 4. 16 Санитарно-эпиде миологических требований).
Сроки освоения АООП НОО ( вариант 7. 2) обуча ющимися с ЗПР составля ют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обуча ющихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах
обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обуча ющихся на первом и
втором годах обучения устанавлива ются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продол жительности занятий на первом и втором годах обучения используется
"ступенчат ый" ре жим обучения: в первом полугодии (в сентябре- октябре - по 3 урока в
день по 35 минут ка ждый, в ноябре- декабре - по 4 урока по 35 минут ка ждый; в январемае - по 4 урока по 40 минут ка ждый).
Содержание коррекционно- развива юще й области
Коррекционные курс ы
Логопедические
занятия

Пс ихокоррекционные
занятия
( психологические)

Пс ихокоррекционные
занятия
(дефектологические)

Ос новные задачи реализации содержания
- совер шенствование артикуляционных движений;
развитие
речевой
деятельности,
формирование
коммуникативных навыков, рас ширение представлений об
окружа юще й действительности;
- формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно- диалогической,
описательноповествовательной);
- обога щение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование
семантических полей
- коррекция отдельных сторон психической деятельности и
личностной сферы;
- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных,
мнемических
и
интеллектуальных
процессов;
гармонизация
психоэ моционального
состояния,
формирование позитивного отно шения к свое му «Я»,
пов ыше ние
уверенности
в
себе,
развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля
- формирование об щеинтеллектуальных умений, развитие
поз навательных процессов (восприятия, сенсомоторной
координации, внимания, памяти, мышления, речи);
- формирование учебной мотивации;
- ликвидация пробелов знаний;
формирование адекватной самооценки,
развитие
коммуникативных способностей

4

Рит мика

- укрепление здоровья;
- коррекция недостатков психомоторной и эмоциональноволевой сфер;
- развитие общей и речевой моторики;
- развитие умения слушать муз ыку, выполнять под муз ыку
различные движения, в том числе танцевальные, с речев ым
сопровождение м или пение м;
- развитие координации движений, чувства рит ма, темпа,
коррекция пространственной ориентировки

Теку щий контроль успеваемости обуча ющихся – это систематическая проверка
учебных достижений, проводимая педагогом в ходе осу ществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение теку щего
контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного
процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения
основных
об щеобразовательных
программ,
предус мотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами начального об щего образования. В
процессе оценки достиже ния планируе мых личностных, метапредметных и предметных
результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополня ющие друг
друга ( письменные и устные работ ы, проект ы, практические работ ы, творческие работ ы,
самоанализ и самооценка, набл юдения).
Проме жуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей), предус мотренных
образовательной программой. Проме жуточная аттестация проводится по итога м учебных
четвертей, начиная со второго класса.
Форма ми проме жуточной аттестации явля ются:
письменный ответ обуча ющегося на один или систему вопросов (заданий);
- устный ответ обуча ющегося на один или систему вопросов.
Проме жуточная аттестация обуча ющихся с ТНР проводится на основе результатов
накопленной оценки и фиксируется в классном журнале. По итогам проме жуточной
аттестации обуча юще муся выставляется проме жуточная от метка, которая фиксирует
достижение предметных планируе мых результатов и является основание м для перевода
обуча ющихся в следу ющий класс.
Ит оговая аттестация проводится в конце четвертого класса, вкл ючает в себя
контрольный диктант с грамматическим задание м по русскому языку, контрольну ю
работу по математике и окружа юще му миру, комплексну ю контрольну ю работу.
Специальные условия проведения теку щей, проме жу точной и итоговой ( по итога м
освоения АООП НОО) а ттес тации обуча ющихся с ОВЗ вкл юча ют:
- особу ю форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальну ю) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обуча ющихся с
ОВЗ;
- прив ычну ю обстановку в классе ( присутствие своего учителя, наличие прив ычных
для обуча ющихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов об щего хода
выполнения заданий); присутствие в начале работ ы этапа об щей организации
деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обуча ющихся с ОВЗ:
5

1) упро щение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упро щение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смыслов ые единицы, зада ющие поэтапность ( по шаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочит ывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смыслов ыми акцента ми; при необходимости адаптирование текста задания с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обуча ющихся с
ОВЗ ( более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упро ще ние
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
4) при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помо щи:
стимулиру юще й одобрение, эмоциональная поддержка), организующе й ( привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работ ы, напоминание о необходимости
самопроверки), направля юще й ( повторение и разъяснение инструкции к задани ю),
увеличение времени на выполнение заданий.
Воз мо жность организации короткого перерыва (10- 15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, исто щения; недопустимыми явля ются
негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводя щих к
э моциональному травмированию ребенка.
Обуча ющиеся с ОВЗ 2–4 классов, освоив шие в полном объе ме адаптированну ю
основну ю об щеобразовательну ю программу учебного года, переводятся в следу ющий
класс. Обуча ющиеся на уровне начального об щего образования, име ющие по итога м
учебного года акаде мическу ю задолженность по одному и более предмета м, переводятся
в следу ющий класс условно.
Учебный план АООП НОО для обуча ющихся с ЗПР ( вариант 7. 2) (недельный)
Класс ы
Предметные
области

Русский яз ык и
литературное чтение
Иностранный яз ык
Ма те матика и
информатика
Об ществознание и
естествознание
( Окружа ющий мир)
Ос нов ы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Количество часов в недел ю

Учебные
предмет ы

Всего

Iв
Обязательная час ть
Русский яз ык
5
Литературное чтение
4
Иностранный яз ык
(английский)
-

Iе

II

III

IV

5
4

5
4

5
4

5
4

25
20

-

-

1

1

2

Ма те матика

4

4

4

4

4

20

Окружа ющий мир

2

2

2

2

2

10

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

5

Ос нов ы религиозных
культур и светской
этики
Муз ыка

6

Из образительное
1
1
искусство
Технология
Труд (технология)
1
1
Физ ическая культура
(адаптивная
Физ ическая культура
3
3
физ ическая
культура)
ИТ ОГО 21
21
Час ть, формируе мая учас тниками образовательных
Функциональная грамотность (читаем, считаем,
набл юдае м)
Иностранный яз ык (английский)
МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТ ИМАЯ
НЕДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРИ 5- ДНЕВНОЙ
21
21
УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ
Внеурочная
дея тельнос ть
(вкл ючая
коррекционно- развивающу ю облас ть)
10
10
коррекционно- развивающая облас ть
7
7
Пс ихокоррекционные занятия
( психологические)
2
2
Логопедические занятия
2
2
Пс ихокоррекционные занятия
(дефектологические)
2
2
Рит мика
1
1
Другие направления внеурочной дея тельнос ти
3
3
Разговоры о ва жном
1
1
Програ ммы внеурочной деятельности по выбору
2
2
ИТ ОГО 10
10
ВСЕГО 31
31

1

1

1

5

1

1

1

5

3

3

3

15

21 22 23
отно шений

108

1
1

1
-

-

2
1

23

23

23

111

10
7

10
7

10
7

50
35

2
2

2
2

2
2

10
10

2
1
3
1
2
10
33

2
1
3
1
2
10
33

2
1
3
1
2
10
33

10
5
15
5
10
50
161

Учебный план АООП НОО для обуча ющихся с ЗПР ( вариант 7. 2) (годовой)
Класс ы
Предметные
области

Русский яз ык и
литературное чтение
Иностранный яз ык

Количество часов в недел ю

Учебные
предмет ы

I
I доп
Обязательная час ть
Русский яз ык
165
165
Литературное чтение
132
132
Иностранный яз ык
(английский)
-

Ма те матика и
информатика

Ма те матика

Об ществознание и
естествознание
( Окружа ющий мир)

Окружа ющий мир

Всего

II

III

IV

170
136

170
136

170
136

840
672

-

34

34

68

132

132

136

136

136

672

66

66

68

68

68

336
7

Ос нов ы религиозных Ос нов ы религиозных
культур и светской
34
34
культур и светской
этики
этики
Муз ыка
33
33
34
34
34
168
Искусство
Из образительное
искусство
33
33
34
34
34
168
Технология
Труд (технология)
33
33
34
34
34
168
Физ ическая культура
(адаптивная
Физ ическая культура
99
99
102 102 102
504
физ ическая
культура)
ИТ ОГО 693
693
714 748 782
3630
Час ть, формируе мая учас тниками образовательных отно шений
Функциональная грамотность (читаем,
считаем, набл юдае м)
34
34
68
Иностранный яз ык (английский)
34
34
МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТ ИМАЯ
НЕДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРИ 5693
693
782 782 782 3732
ДНЕВНОЙ
УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ
Внеурочная дея тельность (вкл ючая коррекционно- развивающу ю облас ть)
коррекционно- развивающая облас ть
231
231
238 238 238
1176
Пс ихокоррекционные занятия
( психологические)
66
66
68
68
68
336
Логопедические занятия
66
66
68
68
68
336
Пс ихокоррекционные занятия
(дефектологические)
66
66
68
68
68
336
Рит мика
33
33
34
34
34
168
Другие направления внеурочной
99
99
102 102 102
504
дея тельнос ти
Разговоры о ва жном
33
33
34
34
34
168
Програ ммы внеурочной деятельности по
66
66
68
68
68
336
выбору
ИТОГО 330
330
340 340 340
1680
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обуча ющихся с ОВЗ количество учебных
занятий по предметным областям за 5 учебных лет не может составлять более 3821 часа.
Вре мя, отводимое на внеурочну ю деятельность (с учетом часов, отводимых на
коррекционно- развивающу ю область), составляет не менее 1680 часов за пять лет обучения.
Учебный план МАОУ СО Ш № 138 реализуется в полном объе ме через аудиторные
час ы ( 3732 часа) и курсы внеурочной деятельности, вкл ючая коррекционно- развива ющу ю
область (1680 часов).

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Платные образовательные услуги

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».