АРП_Русский язык_2 класс_ТНР 5.2

ПР ИЛОЖЕ НИЕ К АООП НОО ТНР ( ВАРИАНТ 5. 2)

АДАПТИР ОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«РУССКИЙ ЯЗ ЫК»
2 класс

г. Екатеринбург, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая програ мма по русскому яз ыку на уровне начального об щего
образования составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО для
обуча ющихся с тяжелыми нару шениями речи (вариант 5. 2), представленных в ФГОС НОО
обуча ющихся с ОВЗ и федеральной рабочей програ мме по русскому яз ыку.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский яз ык"
( предметная область "Русский яз ык и литературное чтение") вкл ючает пояснительну ю
записку, содержание обучения, планируе мые результат ы освоения програ ммы учебного
предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отра жает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпос ылок к его изучению обуча ющимися млад шего
школьного возраста с ТНР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируе мых результатов и к структуре тематического
планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлага ются для
обязательного изучения в 2 классе.
Содержание
обучения
завер шается
перечне м
УУД познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые воз можно формировать средства ми учебного
предмета "Русский язык" с учетом возрастных особенностей обуча ющихся млад шего
школьного возраста, а также особенностей их речевого развития.
Планируе мые результат ы вкл юча ют личностные, метапредметные результат ы за
период обучения, а так же предметные достиже ния обуча ющегося млад шего школьного
возраста за второй год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании опис ывается програ ммное содержа ние по всем
раздела м, выделенным в содержании обучения второго класса, раскрывается
характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые
целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в тематическом
планировании представлены способы организации дифференцированного обучения.
Преподаванию русского яз ыка отводится чрезвычайно ва жное место в об щей систе ме
образования обуча ющихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого
де фекта у обуча ющихся с ТНР, с одной стороны, и искл ючительной роль ю речи в
психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успе шного усвоения
родного яз ыка во многом зависит и успеваемость обуча ющихся по всем другим предметам.
Особеннос ти обучающихся с тя жел ыми наруше ния ми речи
- снижение работоспособности;
- повыше нная исто щаемость;
- неустойчивость внимания;
- более низкий уровень развития восприятия;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефект ы звукопроиз но шения;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально- волевой сферы;
2

- ограниченный запас об щих сведений и представлений;
- низкий уровень техники чтения;
- неудовлетворительный навык каллигра фии.
У обуча ющихся с ТНР от мечается нес формированность как импрессивной, так и
экспрессивной речи, нару шения как устной, так и письменной речи. У обуча ющихся с ТНР
оказ ыва ются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой
деятельности:
мотивационный,
смысловой,
яз ыковой,
гностико- праксический,
сенсомоторный. Однако веду щим в структуре речевого де фекта этих обуча ющихся
является недоразвитие яз ыкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в
нару шении усвоения яз ыков ых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в
нару шении использования закономерностей языка в процессе речевого об щения.
Нару шения речевого развития у обуча ющихся с ТНР проявля ются как на уровне
практического использования яз ыка, так и на уровне осознания правил яз ыка. Особенно
страдает осознание языков ых правил, то есть формирование языков ых обоб ще ний:
фоне матических, лексических, морфологических, синтаксических.
В связи с этим в процессе обучения русскому яз ыку обуча ющихся с ТНР проводится
целенаправленная и систематическая работа по коррекции нару шений речи, развитию
фонетико- фоне матической и лексико-грамматической стороны речи, формировани ю
диалогической и монологической речи. Преподавание русского яз ыка осу ществляется с
использование м различных методов, но имеет главной цель ю корригировать недостатки
речевого развития, создать предпос ылки для овладения школьными знаниями, умения ми и
нав ыка ми.
Специально разработанная система занятий по русскому яз ыку предус матривает
овладение обуча ющимися различными способа ми и средствами речевой деятельности,
формирование яз ыковых обоб щений, правильное использование яз ыков ых средств в
процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной
речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского яз ыка ставятся следующие задачи:
а) сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии яз ыкового
пространства России, о яз ыке как основе национального самосознания;
б) повысить уровень речевого и общего психического развития обуча ющихся с
тя желыми нару шения ми речи;
в) осу ществлять профилактику специфических и сопутству ющих (гра фических,
орфогра фических) ошибок;
г) закрепить практические навыки правильного использования яз ыков ых средств в
речевой деятельности;
д) сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические
обоб щения, а в дальнейше м и осознание некоторых правил яз ыка на уроках русского яз ыка,
литературного чтения, развития речи;
е) формировать "чувство" яз ыка, умение отличать правильные яз ыков ые формы от
неправильных;
ж) выработать навыки правильного, аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
з) развить умение точно выра жать свои мысли в устной и письменной форме;
и) овладеть способность ю пользоваться устной и письменной речью для ре шения
соответствующих возрасту бытов ых задач;
3

к) рас ширить и обогатить опыт коммуникации обуча ющихся в ближне м и дальне м
окружении;
л) обеспечить условия для коррекции нару шений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисгра фии и дизорфографии.
Ка ждый раздел программы вкл ючает перечень тем, расположенных в определенной
логической последовательности, охват ывать круг основных грамматических понятий,
умений, орфогра фических и пунктуационных правил и навыков. Система подачи материала
обеспечивает условия осознания яз ыков ых закономерностей и формирования яз ыковой
системы.
На всех уроках обучения русскому яз ыку ставятся и ре ша ются как образовательные,
развива ющие, так и коррекционные задачи.
Освоение содержания начального курса русского яз ыка осу ществляется на основе
анализа изучаемых яз ыков ых процессов с учетом содержания програ ммы по грамматике.
Процесс усвоения отдельных грамматических тем осу ществляется в следу юще й
последовательности:
1. выделение яз ыков ых единиц ( например, слов, морфе м) в речи окружа ющих,
уточнение семантики, различение грамматических, лексических значений в импрессивной
речи;
2. установление связи грамматического или лексического значения со звуков ым
образом морфе мы ( например, значение орудийности с флексиями -ом, -ой);
3. закрепление практических навыков использования грамматической формы в
экспрессивной речи ( на основе аналогии, практического обоб щения);
4. углубленное осознание грамматических закономерностей, их фор мулирование с
использование м
лингвистической
терминологии,
закрепление
формулировок
грамматических правил;
5. закрепление грамматических закономерностей в письменной речи, осознание
орфогра мм.
При изучении различных тем грамматики за основу принята семантика яз ыка,
дифференциация различных лексических и особенно грамматических значений.
Начальный курс русского яз ыка для обучающихся с ТНР вкл ючает следу ющие
разделы: " Фонетика и орфоэпия", "Гра фика", " Лексика (состав слова, морфология)",
" Синтаксис", " Орфография и пунктуация" "Развитие речи", что соответствует програ мме по
русскому яз ыку образовательной организации и обеспечивает воз можность перехода
обуча ющихся с ТНР в образовательну ю организацию. Учит ывая особенности обуча ющихся
с ТНР, отдельно выделяется раздел " Чистописание". На совер шенствование
каллигра фически правильного письма рекомендуется отводить во 2 классе - 5 минут на
ка ждом уроке русского яз ыка.
Распределение количества часов по раздела м и тема м осу ществляется педагогическим
работником самостоятельно с учетом коррекционно- развива ющих задач, уровня речевого
развития и подготовленности обуча ющихся с ТНР к усвоению АОП НОО.
Для обеспечения системности в обучении разделы программы по грамматике и
правописанию ( по содержани ю, последовательности изучения тем) тесно связаны с
програ мма ми по развити ю речи, обучению грамоте, литературному чтению.
Боль шое внимание при обучении русскому яз ыку обуча ющихся с ТНР уделено
повторению. Повторение изученного материала предупре ждает его забывание, позволяет
4

восстановить забытое, является базой для изучения нового материала, содействует
углублению и рас ширени ю знаний, умений, навыков, делая их осознанными, прочными и
более системными.
В программе выделяется определенное количество часов на повторение в начале года
и итоговое.
В начале учебного года ва жно не просто восстановить полученные ранее знания, а
углубить их и систематиз ировать. При планировании материала для повторения
учит ывается состояние знаний, умений и навыков, уровень развития речи обуча ющихся,
ориентируясь при этом на изучение новых тем. При повторении грамматикоорфогра фических тем педагогический работник закрепляет умения и навыки в
упра жнениях на новом, более сложном речевом материале, использует новые методы и
прие мы, уделяет боль ше внимания творческим и самостоятельным работам обуча ющихся.
Програ ммой определяется перечень тем для повторения. На итоговое повторение в конце
учебного года также отводятся специальные уроки.
Ит оговое повторение является эффективным только в том случае, если педагогический
работник в течение учебного года уделяет серьезное внимание теку щему и тематическому
повторению. При планировании материала для повторения педагогический работник
ставит следу ющие задачи: углубить, обоб щить и систематизировать знания, ликвидировать
пробелы в знаниях по конкретной теме, закрепить правильные речев ые нав ыки
обуча ющихся.
Содержание программы по развитию связной речи на уроках русского яз ыка самым
тесным образом связано с развитие м речи на логопедических занятиях, уроках
литературного чтения, коррекционно- развива ющих занятиях по развитию речи.
Програ ммой предус матривается анализ структуры тех речевых высказ ываний, которые
закреплены на уроках развития речи.
Работа над связной речь ю служит логическим продолжение м той системы работ ы над
словом, словосочетанием, предложение м, которая проводится на уроках русского яз ыка.
Уме ние смыслового программирования и яз ыкового оформления связных
высказ ываний является основным звеном в системе работ ы, подготавлива юще й
обуча ющихся к усвоени ю связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных,
повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных
нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицание м;
предложений с обра щение м; предложений с однородными члена ми и обоб ща ющи ми
слова ми, с прямой речь ю; сложных предложе ний с придаточными причина ми, цели,
вре мени, места.
При планировании уроков предус матривается рациональное чередование устных и
письменных видов работ, собл юдение гигиенических требований к длительност и
непрерывного письма во 2 классе - до 8 минут
Уроки русского яз ыка способству ют закреплени ю речевых навыков как в устной, так и
в письменной речи.
Ос новными вида ми письменных работ по русскому яз ыку являются спис ывание,
диктант ы, обуча ющие изложения и сочинения.
Одним из ва жных дидактических условий успе шного овладения яз ыком является
тесная связь обучения грамматике и правописанию с развитие м речи, мышления и других
психических процессов.
5

Во вре мя изучения грамматико- орфогра фических тем уделяется боль шое внимание
лексико-семантическим, лексико-стилистическим упра жнения м.
Активному усвоению учебного материала, созданию интереса и положительного
э моционального фона на уроке способствует использование наглядных и технических
средств обучения, дидактических игр (ребусов, шарад, кроссвордов, "превра щений" слов).
В целях предупре ждения утомляе мости обуча ющихся следует чередовать устные и
письменные упра жнения, своевре менно проводить физкульт минутки, речевые зарядки,
вкл ючать в урок разнообразные виды деятельности.
Рекомендуе мые специальные условия реализации программы обучения и воспитания
Для обуча ющихся с ТНР (вариант 5. 2) при реализации программ обучения и
воспитания учит ыва ются следу ющие необходимые условия:
- учет индивидуальных особенностей обуча ющихся с тяжелыми наруше ния ми речи;
- проведение индивидуальных коррекционных занятий об щеразвива юще й и
предметной направленности;
- активизация ресурсов семьи ребенка с ТНР;
- постепенное пов ыше ние уровня сложности учебного материала;
- оптимальная смена видов заданий ( познавательных, вербальных, игров ых,
практических);
- точность и краткость инструкции по выполнению заданий;
- поэтапное обоб щение проделанной на уроке работ ы, связь обучения с жизнь ю;
- создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным
пов ыше ние м уровня сложности заданий;
- наличие вне шнего мотивиру ющего подкрепления;
- наличие опоры на эмоциональное восприятие;
- использование игров ых моментов, яркой наглядности, ИКТ;
- создание благоприятного климата на уроке;
- введение физ минуток через 15- 20 минут;
Для повыше ния эффективности реализации программы обучения и воспитания
обуча ющийся с ТНР:
- сидит в зоне прямого доступа учителя;
- ему дается боль ше времени на запоминание и отработку учебных навыков;
- осу ществляется индивидуальная помо щь в случае затруднения;
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоя щей работ ы, выполнени ю
предстоя щей работ ы в соответствии с наглядным образцом и ( или) словесными указания ми
учителя;
- предоставля ются дополнительные многократные упра жнения для закрепления
материала;
- более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводя щих вопросов, алгорит мов действия, заданной с опорой на образцы;
- повторение инструкции;
- предоставление речевого образца или начала фраз ы, подбора по аналогии или
противопоставлению; альтернативного выбора (из предложенных вариантов правильный);
- чередование легких и трудных заданий (вопросов);
- обучение самоконтрол ю и самооценке в деятельности.
6

Специальные виды помо щи
Чувствительность ребенка к помо щи, способность принимать ее, переносить
усвоенный с помо щь ю способ деятельности на ре шение аналогичных учебных задач –
наде жный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.
Учебная помо щь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровне м реальной
школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объе ма и уровня сложности
учебных заданий.
Сти мулиру ющая помощь. Необходимость в такой помо щи возникает тогда, когда
ребенок не вкл ючается в работу после получения задания или завер шенная работа
выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя,
мобилиз ировать внимание, ободряя его, вселяя уверенность в способности справиться с
задачей. Во втором случае учитель указ ывает на наличие ошибки в работе и необходимость
проверки предложенного ре шения.
Направля ющая помо щь. Данный вид помощи предус мотрен для случаев, когда
возника ют затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в
определении первого шага и последу ющих действий. Эти затруднения могут быть
обнаружены в самом процессе работ ы или уже после того, как работа закончена, но сделана
неправильно. В этом случае учитель косвенно направляет ребенка на правильный путь,
помогает ему наметить план действий.
Обучающая помо щь. Необходимость обучающе й помо щи возникает в тех случаях,
когда другие ее виды оказ ыва ются недостаточными, когда надо непосредственно указать
или показать, что и как следует делать для того, чтобы ре шить предложенну ю задачу или
исправить допу щенну ю в ходе ре шения ошибку.
Рекомендуе мые специальные условия проведения теку щей и проме жу точной
а ттес тации
Проведение теку щей и проме жуточной ( по итогам освоения АООП НОО) аттестации
обуча ющихся с ТНР требует создание специальных условий:
- прив ычная обстановка в классе ( присутствие своего учителя, наличие прив ычных для
обуча ющихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов об щего хода выполнения
заданий);
- присутствие в начале работ ы этапа общей организации деятельности;
- наличие адаптированных инструкций с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся (упро щение
формулировок по
грамматическому и семантическому оформлени ю; упро щение многозвеньевой инструкции
посредством деления ее на короткие смыслов ые единицы, зада ющие поэтапность
( по шаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции, при
необходимости, прочитывание педагогом вслух в медленном темпе с четкими смыслов ыми
акцента ми);
- при необходимости – адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обуча ющихся с ТНР ( более крупный шрифт,
четкое отграничение одного задания от другого; упро щение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлени ю и др.);
при необходимости – предоставление
дифференцированной помо щи:
стимулиру юще й (одобрение, эмоциональная поддержка), организу юще й ( привлечение
7

внимания, концентрирование на выполнение работ ы, напоминание о необходимости
самопроверки), направля юще й ( повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- воз можность организации короткого перерыва (10- 15 минут) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, исто щения.
Количество часов, отведенное на изучение предмета «Русский яз ык» обуча ющимися с
ТНР (вариант 5. 2), во 2 классе – 170 часов.
СОДЕР ЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕД МЕТА «РУССКИЙ ЯЗ ЫК»
2 класс:
1. Об щие сведения о языке
Яз ык как основное средство человеческого об щения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии яз ыкового пространства России и мира.
Ме тоды познания яз ыка: набл юдение, анализ.
2. Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков; шипя щие согласные звуки [ ж], [ ш], [ч' ], [щ' ]; обозначение на
письме твердости и мягкости согласных звуков, функции букв е, е, ю, я; согласный звук [ й' ]
и гласный звук [ и] (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный ударный безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой,
парный - непарный.
Функции ь: показатель мягкости пред шествующего согласного в конце и в середине
слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотно шение звукового и буквенного состава в словах с буква ми е, е, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Ис пользование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные гра фические средства: пробел ме жду слова ми, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
3. Орфоэпия
Произ но шение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с норма ми
совре менного русского литературного языка ( на ограниченном перечне слов,
отрабат ывае мом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического
словаря учебника) для ре шения практических задач.
4. Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (об щее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
8

значения слова по тексту или уточнение значения с помо щь ю толкового словаря.
Одноз начные и многозначные слова ( прост ые случаи, набл юдение).
Набл юдение за использование м в речи синонимов, антонимов.
5. Состав слова ( морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Приз наки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня ( прост ые
случаи).
Окончание как из меняемая часть слова. Из менение формы слова с помощь ю окончания.
Различение из меняе мых и неиз меняе мых слов.
Су ффикс как часть слова ( набл юдение). Приставка как часть слова ( набл юдение).
6. Морфология
Имя су ществительное (ознакомление): общее значение, вопрос ы ("кто?", "что?"),
употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопрос ы ("что делать?", "что сделать?"),
употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопрос ы ("какой?", "какая?",
"какое?", "какие?"), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространенные предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об.
7. Синтаксис
Порядок слов в предложе нии; связь слов в предло жении ( повторение).
Предло жение как единица яз ыка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Набл юдение за выделение м в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Вид ы предложений по цели высказ ывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложе ния.
Вид ы предложений по эмоциональной окраске ( по интонации): восклицательные и
невосклицательные предло жения.
8. Орфогра фия и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фа милии,
клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на
строку (без учета морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи,
ши (в положении под ударение м), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн ( повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Ор фогра фическая зоркость как осознание места воз можного возникновения
орфогра фической ошибки. Понятие орфогра ммы. Различные способы ре шения
орфогра фической задачи в зависимости от места орфогра ммы в слове. Использование
орфогра фического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
а) разделительный мягкий знак;
9

б) сочетания чт, щн, нч;
в) проверяемые безударные гласные в корне слова;
г) парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
д) непроверяе мые гласные и согласные ( перечень слов в орфогра фическом словаре
учебника);
е) прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, геогра фические названия;
ж) раздельное написание предлогов с имена ми су ществительными.
9. Развитие речи
Выбор яз ыков ых средств в соответствии с целями и условиями устного об ще ния для
э ффективного ре шения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выра жения собственного мнения). Умение вести разговор ( начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание). Практическое овладение диалогической формой речи.
Собл юдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового об щения. Умение договариваться и приходить к обще му реше ни ю в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работ ы.
Составление устного рассказа по репродукции картины по заданному плану, опорным
слова м. Составление устного рассказа по личным набл юдениям и вопроса м.
Текст.
Признаки текста:
смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выра жение в тексте законченной мысли. Те ма
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предло женным текста м.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нару ше нным
порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности ( первичное
ознакомление).
Поз дравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать прост ые выводы на основе
информации, содержаще йся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с собл юдение м
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объе мом 30- 45 слов с опорой на
вопрос ы.
Из учение содержания учебного предмета "Русский яз ык"
способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда УУД.

во втором классе

Поз навательные УУД:
а) базовые логические действия:
- сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные
(родственные) слова и слова с омонимичными корнями;
- сравнивать значение однокоренных (родственных) слов;
- сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов;
- по заданному алгорит му или с вне шними опора ми устанавливать основания для
сравнения слов: на какой вопрос отвеча ют, что обознача ют;
- характеризовать звуки по заданным пара метрам;
- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов,
10

предложений;
- находить закономерности на основе набл юдения за яз ыков ыми единица ми;
- ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить
понятие с его краткой характеристикой.
б) базовые исследовательские действия:
- по предложенному плану проводить набл юдение за яз ыков ыми единица ми (слово,
предложение, текст);
- формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова явля ются или не
явля ются однокоренными ( родственными).
в) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения
информации;
- устанавливать с помощь ю словаря значения многозначных слов;
- согласно заданному алгорит му находить в предложенном источнике информаци ю,
представленну ю в явном виде;
- анализировать текстову ю, графическу ю и звукову ю информацию в соответствии с
учебной задачей; "читать" информацию, представленну ю в схеме, таблице;
- с помо щь ю педагогического работника на уроках русского яз ыка создавать схе мы,
таблицы для представления информации.
Коммуникативные УУД:
об щение:
- воспринимать и по заданному алгорит му формулировать суждения о яз ыков ых
единицах;
- проявлять ува жительное отно шение к собеседнику, собл юдать правила ведения
диалога;
- признавать воз можность существования разных точек зрения в процессе анализа
результатов набл юдения за яз ыков ыми единицами;
- корректно и аргументированно на доступном уровне высказ ывать свое мнение о
результатах набл юдения за яз ыков ыми единица ми с учетом специфики проявления
речевого нару шения;
- строить устное диалогическое высказ ывание;
- устно на основе плана формулировать простые выводы на основе прочитанного или
услыша нного текста.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
- с помо щь ю педагогического работника планировать действия по ре шени ю
орфогра фической задачи;
- по заданному алгоритму выстраивать последовательность выбранных действий.
б) самоконтроль:
- устанавливать с помощь ю педагогического работника причины успеха ми неудач при
выполнении заданий по русскому яз ыку;
- корректировать под руководством педагогического работника свои учебные действия
для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при спис ывании
текстов и записи под диктовку.
11

Сов местная деятельность:
- строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении
парных и группов ых заданий на уроках русского яз ыка: распределять роли, договариваться,
корректно делать замечания и высказ ывать пожелания участника м совместной работ ы,
спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно ре шать конфликт ы (в том числе с
неболь шой помо щь ю педагогического работника);
- совместно обсуждать процесс и результат работ ы;
- ответственно выполнять свою часть работ ы;
- оценивать свой вклад в об щий результат.
Коррекционная работа
Учебный предмет «Русский яз ык» обеспечивает формирование поз навательных,
коммуникативных и регулятивных действий. Работа с яз ыков ым материалом открывает
воз можности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления
причинно­ следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической
структуре яз ыка и усвоение правил строения слова и предложения, гра фической формы
букв обеспечива ют развитие знаково­символических действий - заме ще ния ( например,
звука буквой), моделирования ( например, состава слова путё м составления схе мы) и
преобразования модели (видоиз менения слова). Усвоение универсальных учебных
действий на уроках русского яз ыка создаёт условия для формирования яз ыкового чувства
как результата ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре
яз ыка и обеспечивает успе шное развитие адекватных возрасту форм и функций речи,
вкл ючая обоб ща ющу ю и планиру ющу ю функции.
Учебный предмет «Русский яз ык» обеспечивает формирование следу ющих
универсальных учебных действий:
- умение использовать яз ык с цель ю поиска необходимой информации в различных
источниках для ре шения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях об щения;
- умение выбирать адекватные яз ыков ые средства для успешного ре шения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
текст ы) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций об щения;
- стремление к более точному выра жению собственных мыслей; умение задавать
вопрос ы.
Ва жным компонентом коррекционной работ ы является формирование яз ыков ых
обоб щений ( фоне матических, морфологических, синтаксических), развитие навыков
семантического программирования и яз ыкового оформления как предложений, так и
текста.
На уроках русского яз ыка ученики учатся рассуждать, доказ ывать, что является
мо щн ым стимулом формирования рече мыслительной деятельности обуча ющихся.
Так же необходимо организовать работу так, чтобы учесть специфические проявления
речевого дефекта на уровне письменной речи и избе жать провокационных заданий,
стимулиру ющих проявления нару шений письменной речи.
ПЛАНИРУЕ МЫЕ РЕЗ УЛЬТАТ Ы ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГ О
ПРЕД МЕТА "РУССКИЙ ЯЗ ЫК"
12

Личностные результаты:
а) гра жданско- патриотического воспитания:
- становление ценностного отно шения к своей родине России, в том числе через
изучение русского яз ыка, отра жа ющего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гра жданской идентичности,
понимание роли русского яз ыка как государственного яз ыка Российской Федерации и
яз ыка ме жнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоя ще му и буду ще му своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
ува жение к своему и другим народа м, формируе мое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, ува жении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах ме жличностных отно шений, в том числе отра женных в
художественных произведениях;
б) духовно- нравственного воспитания:
- признание индивидуальности ка ждого человека с опорой на собственный жиз ненный
и читательский опыт;
- проявление сопереживания, ува жения и доброжелательности, в том числе с
использование м адекватных яз ыков ых средств для выра жения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физ ического и
морального вреда другим людя м (в том числе связанного с использование м недопустимых
средств яз ыка);
в) эстетического воспитания:
- ува жительное отно шение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным вида м искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самов ыра жени ю в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание ва жности русского яз ыка как средства об ще ния и
самов ыра жения;
г) физ ического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- собл юдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жиз ни
в окружа юще й среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе яз ыкового образования;
- бере жное отно шение к физическому и психическому здоровь ю, проявля ющееся в
выборе прие мле мых способов речевого самов ыра жения и собл юдении норм речевого
этикета и правил об щения;
д) трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жиз ни человека и общества ( в том числе благодаря
примера м из художественных произведений), ответственное потребление и бере жное
отно шение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возника ющий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
е) экологического воспитания:
- бере жное отно шение к природе, формируе мое в процессе работ ы с текстами;
13

- неприятие действий, принося щих ей вред;
ж) ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе яз ыка как одной из составля ющих целостной научной картины
мира);
- познавательные интерес ы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучени ю русского
яз ыка, активность и самостоятельность в его поз нании.
Ме тапредметные результат ы:
В результате изучения предмета "Русский яз ык" на уровне начального об щего
образования у обуча ющегося будут сформированы следу ющие познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
- сравнивать различные яз ыков ые единицы (звуки, слова, предложения, текст ы),
устанавливать основания для сравнения яз ыков ых единиц (частеречная принадле жность,
грамматический признак, лексическое значение); устанавливать аналогии яз ыков ых единиц
по заданному алгорит му;
- объединять объект ы (яз ыков ые единицы) по определенному приз наку;
- определять существенный признак для классификации яз ыков ых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать яз ыков ые единицы;
- находить в яз ыковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного педагогическим работником алгорит ма набл юдения; анализ ировать
алгорит м действий при работе с яз ыков ыми единица ми, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе яз ыков ых единиц;
- выявлять недостаток информации для ре шения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгорит ма, формулировать запрос на дополнительну ю
информацию;
- устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях набл юдения за яз ыков ым
материалом, делать выводы.
б) базовые исследовательские действия:
- с помо щь ю педагогического работника формулировать цель, планировать из менения
яз ыкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходя щий ( на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного набл юдения за яз ыков ым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помо щь ю педагогического работника вопрос ы в процессе
анализа предложенного яз ыкового материала;
- прогнозировать возмо жное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
в) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запра шивае мой информации, для уточнения;
14

- согласно заданному алгорит му находить представленну ю в явном виде информаци ю
в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверну ю и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки (обра щаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
- собл юдать с помо щью взрослых ( педагогических работников, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете ( информации о написании и произ но шении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстову ю, видео, гра фическу ю, звуковую информаци ю в
соответствии с учебной задачей на доступном уровне с учетом структуры де фекта и степени
его выра женности;
- понимать лингвистическу ю информаци ю, зафиксированну ю в виде таблиц, схе м;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения на уровне начального об щего образования у обуча ющегося
формиру ются коммуникативные УУД:
об щение:
- воспринимать и формулировать суждения, выра жать эмоции в соответствии с целями
и условиями об щения в знакомой среде на доступном уровне с учетом структуры де фекта
и степени его выра женности;
- проявлять ува жительное отно шение к собеседнику, собл юдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
- признавать воз можность существования разных точек зрения;
- на доступном уровне корректно и аргументированно высказ ывать свое мнение;
- строить речевое высказ ывание в соответствии с поставленной задачей на доступном
уровне с учетом структуры и степени выра женности речевого де фекта;
- на доступном уровне с учетом структуры и степени выра женности речевого де фекта
создавать устные и письменные текст ы (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
- под руководством педагогического работника готовить небольшие публичные
выступления о результатах парной и групповой работ ы, о результатах набл юдения,
выполненного мини- исследования, проектного задания;
- подбирать илл юстративный материал (рисунки, фото, плакат ы) к тексту выступления.
К концу обучения на уровне начального об щего образования у обуча ющегося
формиру ются регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
- на основе заданного алгорит ма планировать действия по ре шению учебной задачи для
получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
б) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха и неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфогра фических
о шибок;
15

- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделени ю,
характеристике, использованию яз ыков ых единиц;
- находить ошибку, допу щенну ю при работе с яз ыков ым материалом, находить
орфогра фическу ю и пунктуационну ю о шибку;
- сравнивать результат ы своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Сов местная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели ( индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного педагогическим работником формата планирования, распределения
проме жуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работ ы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться,
самостоятельно разре шать конфликт ы;
- ответственно выполнять свою часть работ ы;
- оценивать свой вклад в об щий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты:
2 класс:
- осознавать яз ык как основное средство об щения;
- характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным пара метра м:
согласный парный - непарный по твердости - мягкости; согласный парный - непарный по
звонкости - глухости;
- определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить
слово на слоги;
- устанавливать соотноше ние звукового и буквенного состава, в том числе с учетом
функций букв е, е, ю, я;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
- находить однокоренные слова;
- выделять в слове корень ( прост ые случаи);
- выделять в слове окончание;
- выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов ( без
наз ывания терминов);
- распознавать слова, отвеча ющие на вопрос ы "кто?", "что?";
- распознавать слова, отвеча ющие на вопрос ы "что делать?", "что сделать?";
- распознавать слова, отвеча ющие на вопрос ы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?";
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить место орфогра ммы в слове и ме жду словами на изученные правила;
- применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн,
16

нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в
корне слова; непроверяе мые гласные и согласные ( перечень слов в орфогра фическом
словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фа милиях людей, кличках
животных, геогра фических названиях; раздельное написание предлогов с имена ми
су ществительными, разделительный мягкий знак;
- правильно спис ывать (без пропусков и иска жений букв) слова и предло жения, текст ы
объе мом не более 50 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искаже ний букв) слова, предло жения, текст ы
объе мом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- пользоваться толков ым, орфогра фическим, орфоэпическим словарями учебника;
- строить устное диалогическое и монологическое высказ ывание (2 - 4 предложения на
определенну ю тему, по набл юдениям) с соблюдение м орфоэпических норм, правильной
интонации;
- формулировать прост ые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1 - 2 предложения);
- составлять предложения из слов, устанавливая ме жду ними смыслову ю связь по
вопроса м;
- определять тему текста и озаглавливать текст, отра жая его тему;
- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
- коллективно писать подробное изложение повествовательного текста объе мом 30 - 45
слов с опорой на вопрос ы;
- объяснять своими слова ми значение изученных понятий;
- использовать изученные понятия.
ТЕ МАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИР ОВАНИЕ
УЧЕБНОГ О ПРЕД МЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

17

№ Те ма, раздел курса
п/ п
1 Об щие сведения о
яз ыке
( продолжается
изучение во всех
разделах курса)

2

Фонетика и гра фика
( продолжается
изучение во всех
разделах курса)

Програ ммное содержание
Яз ык как основное средство
человеческого об щения и явление
национальной
культуры.
Первоначальные представления о
многообразии
яз ыкового
пространства России и мира.
Ме тоды
познания
яз ыка:
набл юдение, анализ.

Ме тоды и формы организации обучения
Характеристика деятельности обуча ющихся
Рассказ учителя на тему «Яз ык — средство общения людей и явление
культуры». Учебный диалог «Как яз ык помогает понять историю и
культуру народа?». Коллективное формулирование вывода о яз ыке как
основном средстве человеческого об щения и явлении национальной
культуры.
Обсуждение сведений о многообразии яз ыков в Российской Федерации.
Коллективное формулирование вывода о многообразии яз ыкового
пространства России.
Учебная беседа: как мы изучае м яз ык. Формулирование коллективного
вывода: набл юдение и анализ —методы изучения яз ыка.
Работа со схемой «Звуки русского яз ыка», характеристика звуков речи с
опорой на схему.
Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике». Практическая
работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким
звука м (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/ мягкие,
звонкие/ глухие). Игра­соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры
необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких,
звонких/ глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости
согласных звуков; парных и непарных по звонкости —глухости согласных
звуков).
Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского яз ыка по
значимым основаниям.
Работа в парах: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его
качественной характеристики.
Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному
основанию.
функцией ударения. Обсуждение различия в значении слов.

Смыслоразличительная функция
звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных
гласных звуков, твёрдых и мягких
согласных звуков, звонких и
глухих
согласных
звуков;
шипя щие согласные звуки [ ж], [ ш],
[ч’], [ щ’]; обозначение на пись ме
твёрдости и мягкости согласных
звуков, функции букв е, ё, ю, я;
согласный звук [ й’] и гласный звук
[ и] (повторение изученного в 1
классе).
Парные и непарные по твёрдости –
мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости –
глухости согласные звуки.
Качественная
характеристика
звука: гласный – согласный;
гласный ударный – безударный; Са мостоятельная работа: группировка слов по заданному основани ю
согласный твёрдый – мягкий, (ударение на первом, втором или третьем слоге). Набл юдение на основе

18

парный – непарный; согласный
звонкий – глухой, парный –
непарный.
Функции ь: показатель мягкости
пред шеству ющего согласного в
конце и в середине слова;
разделительный. Использование на
письме разделительных ъ и ь.
Соотно шение
звукового
и
буквенного состава в словах с
буква ми е, ё, ю, я (в начале слова и
после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе
при стечении согласных).
Ис пользование знания алфавита
при работе со словарями.
Небуквенные
гра фические
средства: пробел ме жду слова ми,
знак переноса, абзац (красная
строка), пунктуационные знаки (в
пределах изученного).

предложенного плана за яз ыков ым материалом с цель ю определения
функций ь: показатель мягкости пред шеству ющего согласного в конце и в
середине слова или разделительный.
Практическая работа: характеристика функций ь (раздели­ тельный и
показатель мягкости пред шеству ющего согласно­ го) в предложенных
словах.
Работа с записями на доске: обоб щение способов обозначения на письме
мягкости согласных звуков. Практическое задание: анализ готового
материала ( поиск различных способов употребления ь), коррекция ошибок,
закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков.
Учебный диалог о способах обозначения звука [й’].
Работа с таблицей: определение способа обозначения звука [ й’] в
приведённых словах, запись в нужну ю ячейку таблицы по следа м
коллективного анализа.
Набл юдение за яз ыков ым материалом: объяснение различий в
звуко­ буквенном составе слов с буква ми е, ё, ю, я (в начале слова и после
гласных).
Заполнение таблицы на основе предварительного звукобуквенного анализа
с использование м материализованных опор (условных значков):
группировка слов с разным соотно шение м количества звуков и букв
(количество звуков равно количеству букв, количество звуков мень ше
количества букв, количество звуков боль ше количества букв).
Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения
количества слогов в слове.
От работка ориентации в последовательности букв в алфавите
( пред шеству ющая буква, последу ющая, справа, слева, ме жду и др.) на
основе печатных таблиц. Закрепление названий букв. Работа в парах:
выполнение задания на систематизацию информации (запис ывать слова в
алфавитном порядке) с использование м вспомогательных опор. Работа в
группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного
набора слов в толковом словаре (отрабат ывается в том числе уме ние
использовать знание
алфавита
для ориентации в словаре).
Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова

19

3

Ор фоэпия
Произ но шение звуков и сочетаний
( изучается во всех звуков, ударение в словах в
разделах курса)
соответствии
с
норма ми
совре менного
русского
литературного
языка
( на
ограниченном
перечне
слов,
отрабат ывае мом в
учебнике).
Ис пользование
отработанного
перечня слов (орфоэпического
словаря учебника) для ре шения
практических задач.

4

Лексика

Слово как единство звучания и
значения. Лексическое значение
слова (общее
представление).
Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или
уточнение значения с помо щь ю
толкового словаря.

Одноз начные и
слова
( прост ые
набл юдение).

многозначные
случаи,

расположили по алфавиту» (отрабат ывается умение оценивать
правильность выполнения заданий).
Набл юдение за местом ударения и произ но шение м слов, отрабат ываемых
в учебнике.
Работа с орфоэпическим словаре м: уточнение правильного ударения в
словах.
Иг ра «Вери шь – не веришь» - определять, правильно ли поставлено
ударение в словах ( предъявляется как в устном, так и в печатном
вариантах).
Дидактическое упра жнение: составить предложения с отрабат ываемым
словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить
ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их
произ нести. Творческая работа: составить предложение, вкл ючив в него
как можно боль ше слов из отрабат ывае мого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу.
Работа в группах: наблюдение за значение м слов в тексте, установление
значения слова с опорой на контекст.
Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении
лексического значения слов.
Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов,
которые рань ше не знал(а).
Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в
учебнике, второй отгадывает это слово, потом меня ются ролями.
Творческое задание: реше ние кроссвордов, часть значений слов в которых
представлена в картинках, другая с помо щь ю толкования.
Практическая работа: с опорой на толковый словарь учебника определить,
лексические значения каких слов записаны.
Работа с рисунка ми, на которых изобра жены разные значения слов,
например, слов корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить
значения многозначных слов.
Учебный диалог, в ходе которого высказыва ются предполо жения о
причинах появления нескольких значений одного слова.
Работа в парах: сопоставление значений многозначного слова.

20

Набл юдение за использование м в
речи синонимов, антонимов.

5

Состав
слова Корень как обязательная часть
( морфе мика)
слова.
Однокоренные
(родственные) слова. Приз наки
однокоренных (родственных) слов.

Практическая работа: составление предложе ний с использование м
многозначных слов.
Коллективная работа: поиск в толковом словаре учебника многозначных
слов, выпис ывание словарной статьи в тетрадь.
Творческая работа: подобрать примеры предложений к ка ждому из
значений многозначного слова — можно составлять свои предложения,
мо жно искать в книгах.
Набл юдение за сходством и различие м значений синонимов с опорой на
лексическое значение и на предложения, в которых они употреблены.
Сов местная работа, в ходе которой сравнива ются слова в синонимическом
ряду и выявля ются различия ме жду словами.
Упра жнение, направленное на отработку умения выбирать из пары
синонимов тот, который более уместен в заданном предложении, с
комментирование м выбора.
Работа в парах: поиск в тексте синонимов.
Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с выбором
из ряда синонимов наиболее подходя щего для заполнения пропуска в
предложениях текста.
Работа с рисунка ми: развитие умения понимать информаци ю,
представленну ю в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными слова ми
— антонима ми.
Коллективная
работа:
набл юдение
за
слова ми,
име ющими
противоположное значение (антонима ми). Анализ лексического значения
слов —антонимов.
Дидактическая игра «Назови слово, противополо жное по значению».
Работа в парах: подбор антонимов к предложенным слова м. Практическая
работа: поиск в текстах антонимов.
Работа в группах: анализ уместности использования слов в предложениях,
находить случаи неудачного выбора слова.
Набл юдение за яз ыков ым материалом и рисунка ми: сопоставление
значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой
опыт и рисунки, высказ ывание предполо жений о сходстве и различии в
значениях слов, выявление слова, с помо щь ю которого можно объяснить

21

Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корня ми.
Выделение
в словах
корня
( прост ые случаи).

Окончание как из меняемая часть
слова. Из менение формы слова с
помо щь ю окончания. Различение
из меняе мых и неиз меняе мых слов.

Су ффикс

как

часть

слова

значение всех родственных слов.
Объяснение учителе м приё ма развёрнутого толкования слова как способа
определения связи значений родственных слов. Работа с понятия ми
«корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике
определений.
Сов местное составление алгорит ма выделения корня. Использование
составленного алгоритма при ре шении практических задач по выделени ю
корня.
Са мостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова
с заданным корне м.
Сов местная работа: подбор родственных слов.
Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов.
Работа в группах: выполнение задания на обнаружение лишнего слова в
ряду предложенных ( например, синоним в группе родственных слов или
слово с омонимичным корне м в ряду родственных слов).
Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения
родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными
корнями.
Набл юдение за из менение м формы слова.
Работа с текстом, в котором встреча ются формы одного и того же слова:
поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой
различа ются формы слова ( из меняе мой части слова).
Работа с понятие м «окончание»: анализ предложенного в учебнике
определения.
Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же
слова?».
Практическая работа: из менение слова по предложенному в учебнике
образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова
окончания.
Работа в группе: выполнение задания «Помоги сверстнику из другой
страны, начав ше му учить русский яз ык, исправить ошибки» ( о шибки
связаны с тем, что слова стоят в начальной форме).
Работа с записями на доске: сопоставление однокоренных слов и

22

( набл юдение).

Приставка
как
( набл юдение).

6

Мор фология

часть

слова

Имя
су ществительное
(ознакомление): общее значение,
вопрос ы
( «кто?»,
«что?»),
употребление в речи.

Глагол (ознакомление): об щее
значение, вопрос ы ( «что делать?»,
«что сделать?»), употребление в
речи.

выявление различий между ними в значении и в буквенной записи (среди
родственных слов есть несколько слов с суффикса ми, например, это мо жет
быть ряд гора, горка, горочка, горный, горист ый).
Набл юдение за образование м слов с помо щь ю суффиксов, выделение
суффиксов, с помо щь ю которых образованы слова, высказ ывание
предположений о значении суффиксов.
Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаков ыми
суффикса ми.
Дифференцированное задание: набл юдение за синонимией суффиксов.
Набл юдение за образование м слов с помощь ю приставок, выделение
приставок, с помо щь ю которых образованы слова, высказ ывание
предположений о значении приставок.
Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице
суффикса ми и приставками.
Набл юдение за предложе нным набором слов: что обознача ют выделенные
слова ( предмет ы). Постановка вопросов кто? и что? к слова м.
Коллективное формулирование вывода, введение понятия «имя
су ществительное».
Выделение имен су ществительных среди других частей речи (среди набора
слов), в предложениях, в коротких текстах.
Работа в парах: разделение имён су ществительных на две группы в
зависимости от того, на какой вопрос отвеча ют: «что?» или «кто?».
Набл юдение за лексическим значение м имён су ществительных.
Упра жнение: находить в тексте слова по заданным основаниям ( например,
слова, наз ыва ющие явления природы, черт ы характера и т. д.).
Дифференцированное задание: выявление об щего признака группы слов.
Практическая работа: различение ( по значению и вопроса м) оду шевлённых
и неоду шевлённых имён су ществительных. Работа в группах: группировка
имён су ществительных по заданным основаниям.
Набл юдение за предложе нным набором слов (слова- названия действий.
Постановка вопросов к словам: что делать? Что сделать? Коллективное
формулирование вывода: что обознача ют, на какие вопрос ы отвеча ют,
введение понятия «глагол».

23

Имя
прилагательное
(ознакомление): общее значение,
вопрос ы ( «какой?»,
«какая?»,
«какое?», «какие?»), употребление
в речи.

Предлог. Отличие предлогов от
приставок.
Наиболее
распространённые предлоги: в, на,
из, без, над, до, у, о, об и др.

7

Синтаксис

Порядок слов в предложе нии; связь
слов в предложении ( повторение).
Предло жение как единица яз ыка.
Предло жение и слово. Отличие
предложения
от
слова.
Набл юдение за выделение м в
устной речи одного из слов
предложения
(логическое
ударение).

Выделение глаголов среди других частей речи (среди набора слов), в
предложениях, в коротких текстах.
Упра жнение: разделение глаголов на две группы в зависимости от того, на
какой вопрос отвеча ют: «что делать?» или «что сделать?».
Набл юдение за лексическим значение м глаголов. Дифференцированное
задание: группировка глаголов в зависимости от того, наз ыва ют они
движение или чувства.
Набл юдение за предложе нным набором слов: что обознача ют, на какой
вопрос отвеча ют, формулирование вывода, введение понятия «имя
прилагательное».
Работа в парах: разделение имён прилагательных на три группы в
зависимости от того, на какой вопрос отвеча ют: «какой?», «какое?»,
«какая?».
Набл юдение за лексическим значением имён прилагательных.
Дифференцированное задание: выявление об щего признака группы имё н
прилагательных.
Практическая работа: выпис ывание из текста имён прилагательных.
Учебный диалог «Че м похожи и чем различа ются предлоги и приставки?».
Сов местное составление алгорит ма различения приставок и предлогов.
Спис ывание предложений с раскрытие м скобок на основе применения
алгорит ма различения предлогов и приставок после предварительного
обсуждения.
Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково
звуча щие предлоги и приставки.
Обсуждение пробле много вопроса «Че м различа ются предложение и „не
предложение“?».
Набл юдение за связь ю слов в предложении.
Упра жнение: запись предложений с употребление м слов
в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт).
Работа в парах: составление предложений из набора слов.

24

Виды предложений по цели
высказ ывания: повествовательные,
вопросительные, побуди­ тельные
предложения.
Виды
предложений
по
эмоциональной
окраске
( по
интонации): восклицательные и
невосклицательные предло жения.

8

Ор фогра фия
пунктуация

и Правила правописания: прописная
буква в начале предложения и в
именах собственных (именах,
фа милиях
людей,
кличках
животных); знаки препинания в
конце предложения; перенос слов
со строки на строку (без учёта
морфе много членения слова);
гласные
после
шипя щих
в
сочетаниях жи, ши (в положении
под ударение м), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн.
Формирование орфогра фической
зоркости:
осознание
места
воз можного
возникновения
орфогра фической
ошибки.
Понятие
орфогра ммы.

Работа с рисунка ми и подписями к рисунка м ( предложения различа ются по
цели высказ ывания, например: « Мальчик идёт. Мальчик идёт? Мальчик,
иди! »): сравнение ситуаций, изобра жённых на рисунке, формулирование
вывода о целях, с которыми произносятся предло жения.
Учебный диалог «Зачем нужны разные знаки в конце предложения?».
Составление таблицы «Вид ы предложений по цели высказ ывания», подбор
примеров.
Работа с рисунка ми и подписями к рисунка м ( предложения различа ются по
эмоциональной окраске, например: «Дождь пошёл. Дождь по шёл! »):
сравнение ситуаций, изобра жённых на рисунках, набл юдение за
интонационным оформление м предложений.
Работа в парах: сопоставление предложений, различа ющихся по
эмоциональной окраске, произ но шение предложений с соответствующе й
интонацией.
Практическая работа: выбор из текста предло жения по заданным
приз нака м.
Учебный диалог «Как использовать алгорит м порядка действий при
спис ывании?».
Объяснение различия в звуко­ буквенном составе запис ывае мых слов по
заданному алгорит му.
Упра жнения на применение правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща,
чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля
использования правила.
Набл юдение за яз ыковым материалом: формулирование на основе анализа
предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом
переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ).
Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слога м, в другом
столбце эти же слова разделены для пере­ носа): сопоставление различия
деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы.
Практическая работа: запись слов с деление м для переноса, осу ществление
самоконтроля при делении слов для переноса. Дифференцированное
задание: нахождение слов по заданному основани ю (слова, которые нельзя
перенести).

25

Ис пользование
различных
способов
ре шения
орфогра фической
задачи
в
зависимости от места орфогра ммы
в
слове.
Использование
орфогра фического
словаря
учебника
для
определения
(уточнения)
написания слова. Контроль и
самоконтроль
при
проверке
собственных и предло женных
текстов.
Оз накомление с правила­ ми
правописания и их применение:
• разделительный мягкий
знак;
• сочетания чт, щн, нч;
• проверяе мые безударные
гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
• непроверяе мые гласные и
согласные ( перечень слов в
орфогра фическом
словаре
учебника);
• прописная буква в
именах собственных:
именах,
фа милиях,
отчествах
людей,
кличках
животных,
геогра фических названиях;
• раздельное написание
предлогов
с
имена ми
су ществительными.

Работа в парах: объяснять допу щенные ошибки в делении слов для
переноса.
Са моконтроль: проверка своих письменных работ по другим предмета м с
цель ю исправления возмо жных о шибок на применение правила переноса
слов.
Практическая работа: запись предложений с использование м правила
написания собственных имён су ществительных. Работа в парах: ответы на
вопрос ы, в которых обязательно нужно будет применить правило
написания собственных имён су ществительных.
Творческое задание: составить и записать предложение, в котором
встретится не менее двух имён собственных.
Набл юдение за яз ыковым материалом (слова с безударными гласными в
корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на
конце слова): знакомство с понятие м «орфограмма».
Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяе мых безударных
гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и
безударных гласных в однокоренных словах.
Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места
воз можной орфогра фической ошибки». Совместная разработка алгорит ма
применения орфогра ммы «Проверяемые безударные гласные в корне
слова». Упра жнение: нахождение и фиксация орфогра ммы « Проверяе мые
безударные гласные в корне слова».
Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких
проверочных слов.
Дифференцированное задание:
нахождение ошибок в подборе
проверочных слов к слова м с орфогра ммой «Проверяемые безударные
гласные в корне слова».
Комментированное письмо: отработка применения изученного правила
обозначения безударных гласных в корне слова. Орфогра фический
тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфогра ммой «Проверяемые
безударные гласные в корне слова», запись пара ми проверочного и
проверяе мого слов.
Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте о шибки в

26

9

Развитие речи

Выбор яз ыков ых средств
в
соответствии
с
целями
и
условиями устного обще ния для
э ффективного
ре шения
коммуникативной задачи ( для
ответа на заданный вопрос, для

словах с орфогра ммой « Проверяе мые безударные гласные в корне слова»,
объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова, исправлять
допу щенные ошибки. Набл юдение за яз ыковым материалом, связанным с
оглу шение м звонких согласных в конце слова, обоб щение результатов
набл юдений.
Работа с рисунка ми и подписями к ним, анализиру ются слова типа маг —
мак, пруд — прут, луг — лук и т. д. Учебный диалог «Когда нужно
сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по
звонкости — глухости?», в ходе диалога уча щиеся доказ ыва ют
необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлага ют
способ её выполнения.
Сов местное создание алгорит ма проверки орфогра ммы «Парные по
звонкости — глухости согласные в корне слова». Работа в парах: выбор
слов по заданному основанию ( поиск слов, в которых необходимо
проверить парный по звонкости —глухости согласный).
Работа в группах: группировка слов по заданным основания м: совпада ют
или не совпада ют произ но шение и написание согласных звуков в корне
слова.
Объяснение уча щимися собственных действий при подборе проверочных
слов и указание на тип орфогра ммы.
Работа в парах: аргументирование написания в тексте слов с изученными
орфогра мма ми.
Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявление
наличия в корне слова изучаемых орфограмм, обоснование способа
проверки орфогра мм.
Са мостоятельная работа: нахождение и фиксирование (гра фически
обозначать) орфогра ммы.
Набл юдение за норма ми речевого этикета.
Применение норм речевого этике в повседневном и учебном об щении
Са монабл юдение с цель ю оценить собственну ю речеву ю культуру во
вре мя повседневного об щения.

27

выра жения собственного мнения).
Овладение основными умения ми
ведения
разговора
(начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.).
Практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Собл юдение
норм
речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового
об щения.
Текст. Приз наки текста: смысловое
единство предложений в тексте;
последовательность предложений
в тексте; выра жение в тексте
законченной мысли.
Те ма текста. Основная мысль.
Заглавие
текста.
Подбор
заголовков
к
предло женным
текстам.
Последовательность частей текста
(абзацев).
Корректирование
текстов с нару ше нным порядком
предложений и абзацев.
Типы
текстов:
описание,
повествование, их особенности
( первичное ознакомление).

Учебный диалог «Сравнивае м слово, предложе ние, текст», выявление в
ходе диалога сходства и различия слова, предло жения, текста.
Набл юдение за яз ыковым материалом: несколько примеров текстов и «не
текстов» ( нару шена последовательность предложений / несколько
предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений
об одном и том же, но не выра жа ющих мысль), сравнение, выявление
приз наков текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выра жение в тексте
законченной мысли.
Работа в парах: различение текста и «не текста», аргументация своей точки
зрения.
Набл юдение за способа ми связи предложений в тексте, высказ ывание
предположений о способах связи предложений в тексте.
Набл юдение
за
последовательность ю предложений
в тексте.
Са мостоятельная работа: восстановление деформированного текста —
необходимо определить правильный порядок предложений в тексте.
Набл юдение за структурой текста, знакомство с абзаце м как структурным
компонентом текста, формулирование выводов о том, что в абзаце
содержится микротема.
Сов местная работа: определение последовательности абзацев в тексте с
нару шенным порядком следования абзацев.
Индивидуальная работа: определение порядка следования абзацев.

28

Обсуждение: как связана основная мысль текста с содержание м ка ждого
абзаца.
Комментированное выполнение задания: подбор заголовка к тексту с
обязательной аргументацией.
Работа в группе: подбор различных заголовков к одному тексту.
Практическая
работа:
установление
соответствия/ несоотвеетствия
заголовка и текста, аргументация своей точки зрения.
Практическая работа: восстановление нару шенной последовательности
абзацев, запись исправленного текста.
Набл юдение за особенностями текста­ описания, установление его
особенностей, нахождение в тексте средств создания описания.
Обсуждение различных текстов­ описаний (художественных, научных
описаний): выявление сходства и различий.
Набл юдение за текстом­ повествование м и установление его особенностей.
Работа
в
группах:
сравнение
текстов­ повествований
с
текстами­ описаниями.
Поз дравление и поздравительная Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа
открытка.
предложенных
примеров
поздравлений,
анализ
структуры
текстов­ поздравлений.
Творческое задание: коллективное создание текста поздравительной
открытки (выбор повода для поздравления определяется самими
уча щимися).

29

2 КЛАСС

№ п/ п

Наиме нование разделов и те м
программы

Количество
часов

1
Об щие сведения о яз ыке
2
Фонетика и графика
3
Лексика
4
Состав слова
5
Мор фология
6
Синтаксис
7
Ор фогра фия и пунктуация
8
Развитие речи
Резервное время

1
18
10
16
21
10
52
32
10

ОБ ЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

Эле ктронные ( цифровые)
образовательные ресурс ы
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/
htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/

30

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗ ОВАТЕЛЬНОГО
ПР ОЦЕССА
ОБЯЗ АТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛ Ы ДЛЯ ОБУЧА ЮЩЕГ ОСЯ
Русский яз ык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В. П., Горецкий В. Г., Акционерное об щество
« Из дательство «Просвеще ние»

ЦИФР ОВ ЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРС Ы И РЕСУРС Ы СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику «Русский яз ык», 2 класс, СD;
Библиотека ЦОК htt ps://resh. edu.ru/subj ect/ 13/ 2/;
Образовательная плат форма Учи. ру htt ps:// uchi.ru/;
Ци фровая образовательная среда Яндекс Учебник htt ps://educati on. yandex.ru/

31


Наверх

Платные образовательные услуги

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».