План внеурочной деятельности на уровне СОО 2024-2025

Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №138
Приложение к ООП СОО

План
внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования
МАОУ СОШ № 138
2024-2025 учебный год

г. Екатеринбург, 2024 г.

Пояснительная записка
План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела
основной образовательной программы МАОУ СОШ № 138, а рабочие программы внеурочной
деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной
образовательной программы МАОУ СОШ № 138
1.1. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 138 обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования:
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732
«О
внесении
изменений в
федеральный государственный
образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».
1.2. Основные образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования реализуются образовательной
организацией
через
организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20),
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21).
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732
«О
внесении
изменений в
федеральный
государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность";
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и
среднего общего образования";
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 03-2161 «О
направлении методических рекомендаций»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.3648-20);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21);

• Устав МАОУ СОШ № 138;
• Положение о внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 138.
1.4. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной.
Целевые ориентиры (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»):
• создание условий для воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций;
• вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования;
• формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах
справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех обучающихся.
План внеурочной деятельности определяет состав, структуру направлений, формы
организации, а также объём внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального
общего образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования, до 700 часов на
уровне среднего общего образования) с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательной организации.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 138 реализует модель внеурочной деятельности с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной
грамотности.
Модель
плана
Содержательное наполнение
внеурочной
деятельности
Преобладание
занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных
учебно-познавательной
учебных предметов;
деятельности
занятия обучающихся по формированию функциональной
грамотности;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели,
во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34 учебные недели, в 10-11 классах
– на 34 учебные недели.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели – максимальная учебная
нагрузка обучающихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям
СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием
занятий каждого уровня. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная

деятельность организуется во внеучебное время. Перерыв между учебной и внеурочной
деятельностью должен составлять не менее 20 минут. Внеурочная деятельность осуществляется
в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность занятий
внеурочной деятельности составляет не более 40 минут.
Направления внеурочной деятельности, рекомендованные к включению в план
внеурочной деятельности образовательной организации
Направление
Рекомендуемое
Основное содержание занятий
внеурочной
количество
деятельности
часов в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
Основная цель: развитие ценностного
просветительские
отношения обучающихся к своей Родине занятия
России, населяющим ее людям, ее
патриотической,
уникальной истории, богатой природе и
нравственной
и
великой
культуре.
экологической
Основная
задача:
формирование
направленности
соответствующей
внутренней
позиции
"Разговоры о важном"
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного
и
ответственного
поведения в обществе.

Занятия
по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

1

Занятия, направленные
на
удовлетворение
профориентационных
интересов
и
потребностей
обучающихся

1

Основные темы занятий
связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной
истории
и
пониманием
сложностей
современного
мира,
техническим
прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения, доброжелательным отношением
к
окружающим
и
ответственным
отношением к собственным поступкам.
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения задач
в различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на
развитие
креативного
мышления
и
глобальных
компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности

школьников
к
осознанному
выбору
направления
продолжения
своего
образования
и
будущей
профессии,
осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное
содержание:
знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования;
создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной
ситуации
и
т.п.);
создание
условий
для
познания
обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для
формирования
уверенности
в
себе,
способности адекватно оценивать свои силы
и возможности.
Вариативная часть
Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной модели
реализации плана внеурочной деятельности.
Занятия, связанные с
3
Основная
цель:
интеллектуальное
и
реализацией особых
общекультурное развитие обучающихся,
интеллектуальных и
удовлетворение их особых познавательных,
социокультурных
культурных, оздоровительных потребностей
потребностей
и
интересов.
обучающихся
Основная
задача:
формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного
будущего, и к культуре в целом, как к
духовному
богатству
общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные
направления
деятельности:
занятия
по
дополнительному
или
углубленному изучению учебных предметов
или
модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной
деятельности;
занятия,
связанные
с
освоением
регионального компонента образования или
особыми этнокультурными интересами
участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников,

Занятия,
направленные
на
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии
и
развитии
способностей
и талантов

2

Занятия,
направленные
на
удовлетворение
социальных
интересов
и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение

2

испытывающих затруднения в освоении
учебной программы или трудности в
освоении
языка
обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов. Основные задачи:
раскрытие
творческих
способностей
школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое
развитие
обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы
воли,
ответственности,
формирование
установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе,
развитие
их
самостоятельности
и
ответственности, формирование навыков
самообслуживающего труда. Основные
организационные формы:
занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских,
поэтических
или
писательских
клубах
и
т.п.);
занятия
школьников
в
спортивных
объединениях
(секциях
и
клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований);
занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития социальной
активности
обучающихся
начальных
классов "Орлята России".
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего
человека
социальных
умений - заботиться о других и
организовывать
свою
собственную
деятельность, лидировать и подчиняться,
брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение

деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно
с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование
макро
и
микро
коммуникаций,
складывающихся
в
образовательной
организации, понимания зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
педагогическое
сопровождение
деятельности
Российского
движения
школьников и Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально
ориентированной
работы;
выборного
Совета
обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников
по вопросам управления образовательной
организацией;
Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего
и
организующего
проведение личностно значимых для
школьников
событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
капустников,
флешмобов);
творческих
советов,
отвечающих
за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников
группы
по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.

Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности организованы с опорой на ключевые
школьные дела.
•
День Знаний;
•
Турслёт;
•
Посвящение в пятиклассники;
•
День Матери;
•
День Героев Отечества;
•
Акция «Мы – граждане России!»;
•
Конкурсы боевых листков;
•
Новогодний серпантин;

•
Общешкольный КВН;
•
Мастерская Деда Мороза;
•
Декада Защитника Отечества совместно с ПАО «МЗиК»;
•
Праздник Масленицы;
•
Папа, мама, я – спортивная семья;
•
«Огонёк» для ветеранов района и завода им. Калинина;
•
Фестиваль патриотической песни совместно с ПАО «МЗиК»;
•
Вахта Памяти;
•
Весенняя Неделя Добра совместно с Некоммерческим Благотворительным Фондом
«ЗооЗащита»;
•
Декада «Салют, Победа!» совместно с ПАО «МЗиК»;
•
Патриотическая акция «У Победы наши лица»;
•
«Последний звонок»;
•
Реализация школьных программ:
-«Одарённые дети», «Школа-завод-вуз»
-ГОЦ (Городской опорный центр) «Школьный музей – социокультурный,
просветительский и воспитательный центр», «Сетевое взаимодействие с социальными
партнерами как одна из форм реализации проектов гражданско-патриотической
направленности»);
-подпрограмма социальной активности «Школьное добровольчество»
•
Благотворительные акции, экологические акции.
- активное взаимодействие со следующими организациями: ПАО «Машиностроительный
завод им. Калинина», Советом ветеранов завода; Библиотекой им. Горького; Благотворительным
Некоммерческим фондом «ЗооЗащита»; ДЮЦ «Контакт», ЦДТ «Галактика»; ГОУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения Орджоникидзевского района»;
Муниципальным музеем памяти воинов-интернационалистов Шурави; МБУ ЕЦПППН
«Диалог».
При составлении плана было учтено участие школьников в социальных проектах,
волонтёрская деятельность обучающихся, мероприятия и КТД, проводимые в системе плана
воспитательной работы школы, проведение классных часов, профориентация. Данная форма
организации внеурочной деятельности позволит избежать перегрузки обучающихся и в то же
время осуществить всестороннее личностное развитие, удовлетворить образовательные запросы
обучающихся и родителей, представить обучающимся и родителям (законным представителям)
весь спектр направлений и форм внеурочной деятельности, реализуемых в школе.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Воспитательные события в рамках рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 138
Общекультур Общеинтелле
Социальное
ДуховноСпортивноное
ктуальное
нравственное оздоровительное
Беседы,
просмотр
кинофильмов,
спектаклей,
путешествия
по
историческим
и памятным
местам,
организация и
проведение
национально-

Презентация
учебных и
творческих
достижений,
стимулирован
ие
творческого
учебного
труда;
просмотр
тематических
фильмов;

Туристско-краеведческие
экскурсии; сюжетноролевые игры гражданского
и историкопатриотического
содержания участие в
подготовке и проведении
мероприятий, посвященных
государственным
праздникам; участие в
социальных проектах
(«Подарок солдату»,

Творческие
конкурсы,
фестивали,
проведение
семейных
праздников,
презентация
творческих
проектов,
проведение
мероприятий,
раскрывающи

Весёлые старты,
участие в
районных и
городских
спортивных
эстафетах
(«Золотая
осень», Кросс
наций», «Весна
Победы»);
Неделя лыжного
спорта, Малые

культурных
праздников
(Масленницы
); проведение
и посещение
конкурсов и
фестивалей
исполнителей
народной
музыки,
художественн
ых
мастерских,
театрализован
ных народных
ярмарок,
фестивалей
народного
творчества,
тематических
выставок,
тематические
классные
часы.
Тематический
КВН

участие в
выставках,
конкурсах,
участие в
НПК, в
сетевых
телекоммуник
ационных
проектах,
предметных
олимпиадах,
во
Всероссийски
х конкурсах.
Школа
реализует
программу
«Школазавод-вуз»,
является
эксперимент
альной
площадкой
УрО РАО
«Модель
профильного
обучения в
рамках
социального
партнёрства
«Школазавод- вуз»; с
2014 года
МАОУ СОШ
№ 138
включена в
комплексну
ю программу
«Уральская
инженерная
школа».
Участие в
олимпиаде
кружкового
движения
НТИ.
Тематические
классные
часы

«Поздравь ветерана»,
«Помоги Шарику») и
мероприятиях, проводимых
детско-юношескими
организациями района
(«Экспедиция «Память»); в
деятельности юнармейских
отрядов, в составе клуба
«Патриот»; встречи с
ветеранами ОАО МЗиК и
военнослужащими
Отдельной бригады РХБ
защиты; шефство над
памятниками и
мемориальными досками
(мемориальная доска
главному конструктору
ОАО МЗиК Люльеву);
участие в районных и
городских проектах по
профессиональной
ориентации (городском
Фестивале профессий «Всё
в твоих руках!»); встречи с
представителями разных
профессий; экологические
акции, десанты, высадка
растений, очистка
доступных территорий от
мусора, подкормка птиц,
экологические патрули;
участие в проектах
-Городского детского
экологического центра;
-МБУ Центра психологопедагогической поддержки
несовершеннолетних
«Диалог». Тематические
классные часы
Школа является
Городским опорным
центром по теме:
«Школьный музей социокультурный,
просветительский и
воспитательный центр»,

х историю
семьи;
фестивалей
художественн
оэстетической
направленнос
ти; участие
вместе с
родителями в
проведении
выставок
семейного
художественн
ого
творчества,
музыкальных
вечеров;
знакомство с
лучшими
произведения
ми искусства
в музеях.,
тематические
классные
часы

Олимпийские
игры;
соревнования по
минифутболу,
волейболу,
баскетболу,
пионерболу;
Турслёт;
конкурсы
рисунков и
плакатов,
пропагандирую
щих здоровый
образ жизни,
профилактическ
ие акции;
эстафета «Папа,
мама, я –
спортивная
семья»;
военизированная эстафета,
соревнования
«Ворошиловски
й стрелок».
Тематические
классные часы

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды
внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Социальное направление
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты,
решение
кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные
пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок
профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для
познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
«Россия —мои горизонты»
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования;
создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в
команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений,

склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.
Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной
деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или
особыми
этнокультурными
интересами
участников
образовательных
отношений;
дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных
потребностей и интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного
отношения
обучающихся к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему
национальную самобытность народов России.
Направление нацелено
на воспитание
личности
творца,
способного
осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно –прикладного
искусства, на формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства,
истории, культуры, традиций. В рамках данного направления
учащиеся принимают участие в
выставочной деятельности, в конкурсном движении.
Спортивно-оздоровительное направление
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование
навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или
кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и
т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев).
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности на
каждый учебный год.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является её
воспитательная направленность, соотнесённость с рабочей программой воспитания МАОУ СОШ
№ 138
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Гражданско-патриотическое воспитание:
● осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в мировом сообществе;

● сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его
развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного
российского национального исторического сознания;
● проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду;
● ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
● осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности;
● обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и другие
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание:
● выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
● сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
● проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России;
● проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание:
● проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения;
● действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
● проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп,
религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом
соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
● понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей,
отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;
● ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности;
● обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий
устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной
культуры.
Эстетическое воспитание:
● выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского

и мирового художественного наследия;
● проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это
влияние;
● проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве;
● ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
● понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья
других людей;
● соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде;
● выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и
здоровый образ жизни;
● проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья;
● демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием;
● развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание:
● уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского
народа;
● проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду
в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда;
● участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства Российской Федерации;
● выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
● понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе;
● ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей
семьи, общества.
Экологическое воспитание:
● демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном
уровне, ответственность за действия в природной среде;

● выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
● применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве;
● имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания:
● деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений;
● обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки
и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии
России;
● демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений;
● развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности.
Организуя
внеурочную
деятельность
школьников, педагогу
рекомендуется
придерживаться следующих принципов.
Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную
деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты педагогов с
детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы,
уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.
Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не
столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя
ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за
фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою
инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к
установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это поможет
ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше
прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и
жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания.
Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься
ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем
информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях:
спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет
формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.

План
внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования
МАОУ СОШ № 138
2024-2025 учебный год
Направления
Название
программы

Часть, рекомендуемая
для всех обучающихся
Информ Занятия,
ационно направлен
ные
на
просвет удовлетвор
ительск ение
ие
профориен
занятия тационных
патриот интересов
ической и
и
потребност
экологи ей
ческой
обучающих
направл ся
енности

Вариативная часть
Занятия, связанные с реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся (в том числе для
сопровождения изучения отдельных
учебных предметов на углубленном
уровне, проектно-исследовательской
деятельности,
исторического
просвещения);

Занятия, направленные на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии помощь
в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов)

Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение деятельности
социально ориентированных
ученических сообществ,
детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на
организацию
совместно с обучающимися
комплекса мероприятий
воспитательной
направленности

Общекультур
ное
направление

Духовнонравственное
направление

Социальное направление

Общеинтелле
ктуальное
направление

Спортивнооздоровительное
направление

10 классы
1
Разговоры
о важном
Россия
—
мои
горизонты
Трудные
вопросы
русского
языка

2
1

1

5 / 170

Продвинутый
пользователь

1
11 классы

1
Разговоры
о важном
Россия
—
мои
горизонты
По
стране
английского
языка
Говорим
и
пишем
правильно

2

6 / 204

1

1

1
Всего на уровне основного общего образования 374

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Платные образовательные услуги

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».