Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №138
Приложение к ООП НОО
План
внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования
МАОУ СОШ № 138
2024-2025 учебный год
г. Екатеринбург, 2024г.
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела
основной образовательной программы МАОУ СОШ № 138, а рабочие программы внеурочной
деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной
образовательной программы МАОУ СОШ № 138
1.1. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 138 обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования:
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации № 569);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации № 568);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732
«О внесении
изменений в
федеральный
государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».
1.2. Основные образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования реализуются образовательной
организацией
через
организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20),
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21).
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации № 569);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации № 568);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732
«О
внесении
изменений в
федеральный
государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность";
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и
среднего общего образования";
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 03-2161 «О
направлении методических рекомендаций»;
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 №ТВ1290/03
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим
письмом
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных
стандартов
начального
общего и
основного общего образования»);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования";
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования";
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.3648-20);
•
Информационно-методическое письмо
Министерства просвещения Российской
Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования» от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21);
• Устав МАОУ СОШ № 138;
• Положение о внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 138
1.4. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной.
Целевые ориентиры (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года») :
• создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально культурных традиций;
• вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования;
• формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах
справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех обучающихся.
План внеурочной деятельности определяет состав, структуру направлений, формы
организации, а также объём внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального
общего образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования, до 700 часов на
уровне среднего общего образования) с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательной организации.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 138 реализует модель внеурочной деятельности с преобладанием
учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности.
Модель плана
Содержательное наполнение
внеурочной
деятельности
Преобладание
занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных
учебно-познавательной
учебных предметов;
деятельности
занятия обучающихся по формированию функциональной
грамотности;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели,
во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34 учебные недели, в 10-11 классах –
на 34 учебные недели.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели – максимальная учебная
нагрузка обучающихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям
СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием
занятий каждого уровня. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная
деятельность организуется во внеучебное время. Перерыв между учебной и внеурочной
деятельностью должен составлять не менее 20 минут.
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом и
расписанием занятий. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет не более
40 минут.
Направления внеурочной деятельности, рекомендованные к включению в план
внеурочной деятельности образовательной организации
Направление
внеурочной
деятельности
Рекомендуемое
Основное содержание занятий
количество часов
в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
Основная цель: развитие ценностного
просветительские
отношения обучающихся к своей Родине занятия патриотической,
России, населяющим ее людям, ее
нравственной и
уникальной истории, богатой природе и
экологической
великой культуре.
направленности
Основная задача: формирование
"Разговоры о важном"
соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения
в обществе.
Занятия
по формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
1
Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
1
Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего
образования и будущей профессии, осознание
важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования;
создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной
ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной модели
реализации плана внеурочной деятельности.
Занятия, связанные с
3
Основная цель: интеллектуальное и
реализацией особых
общекультурное развитие обучающихся,
интеллектуальных и
удовлетворение их особых познавательных,
социокультурных
культурных, оздоровительных потребностей
потребностей
и интересов.
обучающихся
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к
культуре в целом, как к духовному богатству
общества, сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов
или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования или
особыми этнокультурными интересами
участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении
учебной программы или трудности в
Занятия,
направленные
на удовлетворение
интересов
и потребностей
обучающихся
в творческом
и физическом
развитии, помощь
в самореализации,
раскрытии
и развитии
способностей
и талантов
2
Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных
интересов
и потребностей
обучающихся,
на педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
2
освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов. Основные задачи:
раскрытие творческих способностей
школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие
им любви к спорту и побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на
защиту слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда. Основные организационные формы:
занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или
писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований);
занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития социальной
активности обучающихся начальных классов
"Орлята России".
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений
- заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение
психологического благополучия
обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
макро и микро коммуникаций,
складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния
на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников и
Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально
ориентированной работы;
выборного Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников
по вопросам управления образовательной
организацией;
Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов);
творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности организованы с опорой на ключевые
школьные дела.
•
День Знаний;
•
Турслёт;
•
Посвящение в первоклассники;
•
День Матери;
•
День Героев Отечества;
•
Конкурсы боевых листков;
•
Малые Олимпийские игры;
•
Новогодний серпантин;
•
Общешкольный КВН;
•
Мастерская Деда Мороза;
•
Декада Защитника Отечества совместно с ПАО «МЗиК»;
•
«Зарничка» (социальные партнёры: Свердловская региональная организация
Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной
травмы);
•
Праздник Масленицы;
•
Папа, мама, я – спортивная семья;
•
«Огонёк» для ветеранов района и завода им. Калинина;
•
Фестиваль патриотической песни совместно с ПАО «МЗиК»;
•
Вахта Памяти;
•
Весенняя Неделя Добра совместно с Фондом «ЗооЗащита»;
•
Декада «Салют, Победа!» совместно с ПАО «МЗиК»;
•
Патриотическая акция «У Победы наши лица»;
•
«Последний звонок»;
•
Реализация школьных программ:
«Умники и умницы», «Школа-завод-вуз»; ГОЦ (Городской опорный центр) «Школьный музей
– социокультурный, просветительский и воспитательный центр», «Сетевое
взаимодействие с социальными партнерами как одна из форм реализации проектов
гражданско-патриотической направленности»)
•
Благотворительные акции, экологические акции.
- активное взаимодействие со следующими организациями: ПАО «Машиностроительный
завод им. Калинина», Советом ветеранов завода; Библиотекой им. Горького; Благотворительным
Некоммерческим фондом «ЗооЗащита»; ДЮЦ «Контакт», ЦДТ «Галактика»; ГОУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения Орджоникидзевского района»;
Муниципальным музеем памяти воинов-интернационалистов Шурави; МБУ ЕЦПППН
«Диалог».
При составлении плана было учтено участие школьников в социальных проектах,
волонтёрская деятельность обучающихся, мероприятия и КТД, проводимые в системе
календарного плана воспитательной работы школы, проведение классных часов,
профориентация. Данная форма организации внеурочной деятельности позволит избежать
перегрузки обучающихся и в то же время осуществить всестороннее личностное развитие,
удовлетворить образовательные запросы обучающихся и родителей, представить обучающимся
и родителям (законным представителям) весь спектр направлений и форм внеурочной
деятельности, реализуемых в школе.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Воспитательные события в рамках рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 138
Общекультур Общеинтелле
Социальное
ДуховноСпортивноное
ктуальное
нравственное оздоровительное
Беседы,
просмотр
кинофильмов,
спектаклей,
путешествия
по
историческим
и памятным
местам,
организация и
проведение
национальнокультурных
праздников
Презентация
учебных и
творческих
достижений,
стимулирован
ие
творческого
учебного
труда;
просмотр
тематических
фильмов;
участие в
выставках,
Туристско-краеведческие
экскурсии; сюжетноролевые игры
гражданского и историкопатриотического
содержания участие в
подготовке и проведении
мероприятий,
посвященных
государственным
праздникам; участие в
социальных проектах
(«Подарок солдату»,
«Поздравь ветерана»,
Творческие
конкурсы,
фестивали,
проведение
семейных
праздников,
презентация
творческих
проектов,
проведение
мероприятий,
раскрывающих
историю семьи;
фестивалей
Весёлые старты,
участие в
районных и
городских
спортивных
эстафетах
(«Золотая
осень», Кросс
наций», «Весна
Победы»);
Неделя лыжного
спорта, Малые
Олимпийские
игры;
(Масленницы
); проведение
и посещение
конкурсов и
фестивалей
исполнителей
народной
музыки,
художественн
ых
мастерских,
театрализован
ных народных
ярмарок,
фестивалей
народного
творчества,
тематических
выставок
конкурсах,
участие в
НПК. Школа
является
базовой
площадкой
районного
конкурса
«Умники и
умницы».
Сетевые
телекоммуник
ационные
проекты.
Предметные
олимпиады.
«Помоги Шарику») и
мероприятиях,
проводимых детскоюношескими
организациями (Районный
проект «Экспедиция
«Память», РДШ); в
деятельности
юнармейских отрядов, в
составе клуба «Патриот»;
встречи с ветеранами
ОАО МЗиК и
военнослужащими
Отдельной бригады РХБ
защиты; шефство над
памятниками и
мемориальными досками
(мемориальная доска
главному конструктору
ОАО МЗиК Люльеву);
участие в районных и
городских проектах по
профессиональной
ориентации; встречи с
представителями разных
профессий; экологические
акции, десанты, высадка
растений, очистка
доступных территорий от
мусора, подкормка птиц,
экологические патрули;
участие в проектах
Городского детского
экологического центра.
Школа - Городской
опорным центром по
теме: «Школьный
музейсоциокультурный,
просветительский и
воспитательный центр»
художественно
-эстетической
направленност
и; участие
вместе с
родителями в
проведении
выставок
семейного
художественно
го творчества,
музыкальных
вечеров;
знакомство с
лучшими
произведениям
и искусства в
музеях.
соревнования по
минифутболу,
волейболу,
баскетболу,
пионерболу;
Турслёт;
конкурсы
рисунков и
плакатов,
пропагандирую
щих здоровый
образ жизни,
профилактическ
ие акции;
эстафета «Папа,
мама, я –
спортивная
семья».
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды
внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи
обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные
курсы,
метапредметные кружки или факультативы.
Социальное направление
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты,
решение
кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные
пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок
профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для
познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной
деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или
особыми
этнокультурными
интересами
участников
образовательных
отношений;
дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных
потребностей и интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного
отношения
обучающихся к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему
национальную самобытность народов России.
Направление нацелено
на воспитание
личности
творца,
способного
осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно –прикладного
искусства, на формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства,
истории, культуры, традиций. В рамках данного направления
учащиеся принимают участие в
выставочной деятельности, в конкурсном движении.
Спортивно-оздоровительное направление
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование
навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или
кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и
т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев).
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности на
каждый учебный год.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является её
воспитательная направленность, соотнесённость с рабочей программой воспитания МАОУ
СОШ № 138
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования
Гражданско-патриотическое воспитание:
● знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении;
● сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
● понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства;
● понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к
ним уважение;
● имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
● принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
● уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
● сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
● доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
● умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;
● владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
● сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
● способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
● проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
● проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
● бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде;
● владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
● ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
● сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание:
● сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
● проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
● проявляющий интерес к разным профессиям;
● участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
● понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
● проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
● выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания:
● выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
● обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании;
● имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Принципы организации внеурочной деятельности.
Организуя внеурочную деятельность школьников, педагогу рекомендуется
придерживаться следующих принципов.
Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную
деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты педагогов с
детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы,
уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.
Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не
столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя
ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за
фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою
инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к
установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это поможет
ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше
прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и
жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания.
Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься
ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем
информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях:
спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет
формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.
План
внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования
МАОУ СОШ № 138
2024-2025 учебный год
Разговоры
о важном
Первые
уроки
финансо
вого
образова
ния
Функц
иональ
ная
грамот
ность
В
мире
книг
Чуде
са
орига
ми
Муз
ыка
и мы
Чита
тель
ская
грам
отно
сть
РПС
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей
и талантов)
Оздо
рови
тельн
ая
аэроб
ика
Занятия, направленные
на удовлетворение социальных
интересов
и потребностей обучающихся, на
педагогическое сопровождение
деятельности
социально ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных
объединений, органов
ученического самоуправления
Социальное
направление
Спортивнооздоровительное
направление
Общеинтеллектуал
ьное направление
Занятия, связанные с реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся (в том числе для
сопровождения изучения отдельных
учебных предметов на углубленном
уровне, проектно-исследовательской
деятельности,
исторического
просвещения);
Разгов
ор
о
правил
ьном
питани
и
Лёгкая
атлети
ка
1
1
1
1
Подвижные
и
спортивные
игры
Этика:
азбука
добра
Орлята
России
Всего часов в нед. / год
Вариативная часть
Общекультурное
направление
Коммуникативное
направление
Духовнонравственное
направление
Часть, рекомендуемая для
Направлени
всех обучающихся
я
Информац Занятия
по
ионноформированию
Название просветит функциональной
программ ельские
грамотности
ы занятия
патриотич
еской
и
экологиче
ской
направлен
ности
Организация
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
Классы
1А
1Б
1В
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5/165
5/165
5/165
1Г
1Д
1Е
2А
2Б
2В
2Г
2Д
2Е
3А
3Б
3В
3Г
3Д
3Е
4А
4Б
4В
4Г
4Д
4Е
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего на уровне начального общего образования не более
5/165
4/132
4/132
4/ 136
5/170
5/170
5/170
4/136
5/170
3/102
4/136
3/102
4/136
3/102
4/136
3/102
5/170
4/136
4/136
4/136
4/136
641
16
17