УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБ ЩЕГО ОБРАЗ ОВАНИЯ
(адаптированная основная
об щеобразовательная программа для
обуча ющихся с тяжелыми нару ше ниями речи
( вариант 5. 2) 1 отделение)
на 2024- 2025 учебный год
г. Екатеринбург, 2024 г.
Пояс ните льная з апис ка
Учебный план в АООП НОО для обуча ющихся с ТНР (вариант 5. 2) Муниципального
автономного об щеобразовательного учре ждения - средней об щеобразовательной школ ы №
138 - документ, который определяет перечень, трудое мкость, последовательность и
распределение по периода м обучения учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и формы проме жуточной аттестации
обуча ющихся.
Учебный план сформирован на основе нормативно- правов ых актов федерального,
регионального, муниципального уровня, Устава МАОУ - СОШ № 138, адаптированной
основной об щеобразовательной программы организации для обучающихся с тя жел ыми
нару шения ми речи (вариант 5. 2).
Учебный план определяет общие рамки принимае мых ре шений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механиз мов его реализации.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализаци ю требований ФГОС
НОО обуча ющихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к ре жиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими норматива ми и
Са нитарно-эпиде миологическими требованиями.
В учебном плане представлены предметные области и коррекционно-развива ющая
область. Содержание учебных предметов, входя щих в состав ка ждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей
и воз можностей обучающихся с ТНР. Коррекционно- развива ющая область вкл ючена в
структуру учебного плана с цель ю коррекции недостатков психофиз ического развития
обуча ющихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируе мой
участника ми образовательных отно шений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по года м
обучения, отра жает содержание образования, которое обеспечивает достижение
ва жней ших целей современного образования обуча ющихся с ТНР:
формирование социальных компетенций, обеспечива ющих овладение систе мой
социальных отно шений и социальное развитие обуча ющегося, а так же его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обуча ющихся к продолжению образования на уровне основного об щего
образования;
формирование основ нравственного развития обуча ющихся, приоб щение их к
об щекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жиз ни, эле ментарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обуча ющегося в соответствии с его индивидуальность ю.
Образовательная организация самостоятельна в осу ществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по ка ждому предмету ( предметно- практическая
деятельность, экскурсии).
Часть учебного плана, формируе мая участника ми образовательных отно ше ний,
обеспечивает реализаци ю особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обуча ющихся с ТНР, а также индивидуальных потребностей ка ждого
обуча ющегося.
Вре мя, отводимое на данну ю часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обуча ющихся мо жет быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части (русский яз ык, иностранный яз ык (английский));
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обуча ющихся с ТНР и необходиму ю коррекци ю
недостатков в психическом и ( или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
на введение учебных курсов, обеспечива ющих различные интерес ы обуча ющихся, в
том числе этнокультурные.
Часть, формируе мая участника ми образовательных отно шений, формируется на
основании учебных предметов, предложенных школой, выбором и запросами родителей
(законных представителей) обуча ющихся.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов " Обучение грамоте",
"Русский яз ык", " Литературное чтение" может быть увеличено за счет часов из части
учебного плана, формируе мой участника ми образовательных отно ше ний с учетом
психофиз ических и речевых особенностей обуча ющихся с ТНР.
Так же данные час ы могут быть использованы для изучения курса "Иностранный
яз ык" обуча ющимися первого отделения при наличии соответству ющих заявлений
родителей (законных представителей).
Выбор модуля предмета «Основ ы религиозных культур и светской этики»
осу ществляется на основе анкетирования родителей (законных представителей)
обуча ющихся.
При реализации образовательных програ мм взаимодействие обуча ющихся и
педагогических работников может осу ществляться опосредованно, с применение м
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Количество часов, отведенных на освоение обуча ющимися с ТНР учебного плана,
состоя щего из обязательной части и части, формируе мой участниками образовательных
отно шений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обуча ющихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обуча ющихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности. Выбор направлений внеурочной
деятельности определяется образовательной организацией.
Коррекционно- развивающая область, согласно требования м ФГОС НОО
обуча ющихся с ОВЗ, является обязательной часть ю внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно- развива ющими занятиями
(логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию де фекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жиз ненных условиях. Выбор
коррекционно- развивающих курсов для индивидуальных и группов ых занятий, их
количественное соотно шение, содержание может осу ществляться образовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофиз ических особенностей обуча ющихся с
ТНР на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно- развива ющие курс ы могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Вре мя, отведённое на внеурочну ю деятельность, не учит ывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обуча ющихся. Распределение часов,
предус мотренных на внеурочну ю деятельность, осу ществляется следу ющим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий ( пункт 3. 4. 16 Санитарно-эпиде миологических требований).
Сроки освоения АООП НОО ( вариант 5. 2) обуча ющимися с ТНР составля ют 4 (5)
лет. Выбор продолжительности обучения (введения I дополнительного класса) остается за
образовательной организацией. При этом учит ывается уровень дошкольной подготовки
обуча ющихся с ТНР.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обуча ющихся с ТНР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в первом дополнительном
классе и в первом классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обуча ющихся в
первом дополнительном классе и в первом классе устанавлива ются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продол жительности занятий на первом году обучения используется "ступенчат ый" ре жим
обучения: в первом полугодии (в сентябре- октябре - по 3 урока в день по 35 минут ка жд ый,
в ноябре- декабре - по 4 урока по 35 минут ка ждый; в январе- мае - по 4 урока по 40 минут
ка ждый).
Содержание коррекционно- развива юще й области
Коррекционные курс ы
Ос новные задачи реализации содержания
Пс ихокоррекционные
занятия ( психологические)
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
и
личностной сферы.
Формирование
учебной
мотивации, стимуляция сенсорно- перцептивных,
мне мических
и
интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэ моционального
состояния,
формирование позитивного отно шения к своему «Я»,
пов ыше ние
уверенности
в
себе,
развитие
самостоятельности,
формирование
навыков
самоконтроля.
Развитие психофиз иологических механиз мов, ле жа щих
в основе устной речи:
оптимального для речи типа физ иологического дыхания,
речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики,
чувства рит ма, слухового восприятия,
функций
фоне матической системы. Обучение нормативному
(компенсированному) произно шени ю всех звуков
русского яз ыка с учетом системной связи ме жду
фоне ма ми русского яз ыка, их артикуляторной и
акустической характеристики, характера дефекта.
Коррекция нару шений звукослоговой структуры слова.
Формирование просодических компонентов речи (темпа,
рит ма, паузации, интонации, логического ударения).
Профилактика нару шений чтения и письма.
Развитие об щей, тонкой и артикуляторной моторики.
Развитие дыхания и голоса. Развитие чувства темпа и
рит ма в движении. Воспитание координации речи с
темпом и рит мом муз ыки. Коррекция речевых
нару шений средствами логопедической рит мики.
Развитие устной и письменной речи. Формирование и
развитие различных видов устной речи на основе
обога щения знаний об окружа юще й действительности,
развития познавательной деятельности. Формирование
яз ыков ых обоб щений и правильного использования
яз ыков ых средств в процессе общения, учебной
деятельности. Формирование, развитие и обога щение
лексического строя речи, уточнение значений слов,
развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совер шенствование
грамматического оформления речи путем овладения
продуктивными
и непродуктивными
способа ми
Логопедические занятия.
Произ но шение
Логопедические занятия.
Логопедическая рит мика
Логопедические занятия.
Развитие речи
Индивидуальные
подгруппов ые
логопедические занятия
словоиз менения и словообразования, связью слов в
предложении, моделями различных синтаксических
конструкций предложений. Развитие связной речи,
соответствующе й
закона м
логики,
грамматики,
композ иции,
выполня юще й
коммуникативну ю
функцию:
формирование умения планировать собственное связное
высказ ывание;
анализ ировать
неречеву ю
ситуацию,
выявлять
причинно- следственные, пространственные, вре менные
и другие семантические отно шения;
самостоятельно определять и адекватно использовать
яз ыков ые средства оформления связного высказ ывания
в соответствии с коммуникативной установкой и
задача ми коммуникации. Овладение разными форма ми
связной речи (диалогическая и монологическая), вида ми
(устная и письменная) и типа ми или стиля ми
(сооб щение, повествование, описание, рассу ждение).
и Ос новные задачи определя ются уровне м речевого
развития, характером и механиз мом речевой патологии
обуча ющегося
с
ТНР.
Совер шенствование
артикуляционных
движений.
Развитие
речевой
деятельности,
формирование
коммуникативных
нав ыков, рас ширение представлений об окру жа юще й
действительности. Формирование и развитие различных
видов устной речи (разговорно- диалогической,
описательно- повествовательной).
Обога щение и развитие словаря, уточнение значения
слова,
развитие
лексической
системности,
формирование семантических полей.
Теку щий контроль успеваемости обуча ющихся – это систематическая проверка
учебных достижений, проводимая педагогом в ходе осу ществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной програ ммой. Проведение теку щего
контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного
процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения
основных
об щеобразовательных
программ,
предус мотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования. В
процессе оценки достиже ния планируе мых личностных, метапредметных и предметных
результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополня ющие друг
друга ( письменные и устные работ ы, проект ы, практические работ ы, творческие работ ы,
самоанализ и самооценка, набл юдения).
Проме жуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей), предус мотренных
образовательной программой. Проме жуточная аттестация проводится по итога м учебных
четвертей, начиная со второго класса.
Форма ми проме жуточной аттестации явля ются:
- письменный ответ обуча ющегося на один или систему вопросов (заданий);
- устный ответ обуча ющегося на один или систему вопросов.
Проме жуточная аттестация обучающихся с ТНР проводится на основе
результатов накопленной оценки и фиксируется в классном журнале. По итога м
проме жуточной аттестации обуча юще муся выставляется проме жуточная отметка,
которая фиксирует достижение предметных планируе мых результатов и является
основание м для перевода обуча ющихся в следу ющий класс.
Ит оговая аттестация проводится в конце четвёртого класса, включает в себя
контрольный диктант с грамматическим задание м по русскому яз ыку, контрольну ю
работу по математике и окружа юще му миру, комплексну ю контрольну ю работу.
Специальные условия проведения теку щей, проме жу точной и итоговой ( по
итогам освоения АООП НОО) аттес тации обуча ющихся с ОВЗ включа ют:
особу ю форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальну ю) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обуча ющихся с ОВЗ;
прив ычну ю обстановку в классе ( присутствие своего учителя, наличие
прив ычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схе м, ша блонов об щего
хода выполнения заданий); присутствие в начале работ ы этапа обще й организации
деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обуча ющихся с ОВЗ:
1)
Упро щение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению.
2)
Упро ще ние многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смыслов ые единицы, зада ющие поэтапность ( по шаговость) выполнения
задания.
3)
В дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочит ывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смыслов ыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обуча ющихся с
ОВЗ ( более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упро щение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлени ю
и др.).
4)
При необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулиру юще й одобрение, эмоциональная поддержка), организу юще й ( привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работ ы, напоминание о необходимости
самопроверки), направля юще й ( повторение и разъяснение инструкции к задани ю);
увеличение времени на выполнение заданий.
Воз мо жность организации короткого перерыва (10- 15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, исто щения; недопустимыми явля ются
негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводя щих к
э моциональному травмированию ребенка.
Обуча ющиеся с ОВЗ 2–4 классов, освоив шие в полном объе ме адаптированну ю
основну ю об щеобразовательну ю програ мму учебного года, переводятся в следу ющий
класс. Обуча ющиеся на уровне начального об щего образования, име ющие по итога м
учебного года академическу ю задолженность по одному и более предмета м,
переводятся в следу ющий класс условно.
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5. 2) - первое отделе ние
( недельный)
Класс ы
Предметные
области
Филология
Ма те матика и
информатика
Об ществознание и
естествознание
( Окружа ющий мир)
Ос нов ы религиозных
культур и светской
этики
Количество часов в недел ю
Учебные
предмет ы
I доп
Обязательная час ть
Русский яз ык
5
Литературное чтение
4
I
II
Всего
III
IV
5
4
5
4
5
4
5
4
25
20
Ма те матика
4
4
4
4
4
20
Окружа ющий мир
2
2
2
2
2
10
Ос нов ы религиозных
культур и светской
1
этики
Муз ыка
1
1
1
1
1
Искусство
Из образительное
1
1
1
1
1
искусство
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
1
Физ ическая культура
(адаптивная
Физ ическая культура
2
2
2
2
2
физ ическая
культура)
ИТОГ О
20 20 20 20
21
Час ть, формируе мая учас тниками образовательных отно шений
Рит мика
1
1
Функциональная грамотность (читаем, считаем,
набл юдае м)
1
1
МАКСИМАЛЬ НО ДОПУСТИМАЯ
НЕДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРИ 5- ДНЕВНОЙ
21 21 21 21
21
УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ
Внеурочная дея тельность( вкл ючая коррекционно- развивающу ю область)
Развитие речи
2
2
2
2
2
Логопедическая
рит мика
1
1
1
1
1
Из них обязательные
Произ но шение
2
1
коррекционные курс ы: Индивидуальные и
подгруппов ые
2
2
2
2
2
логопедические
занятия
1
5
5
5
10
101
2
2
105
10
5
3
10
Пс ихокоррек ционные
занятия
2
2
2
2
2
10
Разговоры о ва жном
1
1
1
1
1
5
Иностранный яз ык (английский)
-
1
1
1
1
4
В мире книг
-
-
1
1
1
3
10
31
10
31
10
31
10
31
10
31
50
155
Другие направления внеурочной дея тельнос ти
ИТОГ О
ВСЕГО
Учебный план АООП НОО для обуча ющихся с ТНР ( вариант 5. 2) - первое отделение
(годовой)
Класс ы
Предметные
области
Филология
Ма те матика и
информатика
Об ществознание и
естествознание
( Окружа ющий мир)
Ос нов ы религиозных
культур и светской
этики
Количество часов в недел ю
Учебные
предмет ы
I доп
I
II
III
Обязательная час ть
Русский яз ык
165 165 170 170
Литературное чтение
132 132 136 136
Ма те матика
Окружа ющий мир
132 132 136 136
66
66
68
68
Ос нов ы религиозных
культур и светской
этики
Муз ыка
33 33 34 34
Искусство
Из образительное
искусство
33 33 34 34
Технология
Труд (технология)
33 33 34 34
Физ ическая культура
(адаптивная
Физ ическая культура
66 66 68 68
физ ическая
культура)
ИТОГ О
660 660 680 680
Час ть, формируе мая учас тниками образовательных отно шений
Рит мика
34 34
Функциональная грамотность (читаем, считаем,
набл юдае м)
- 34 34
Всего
IV
170
136
840
672
136
672
68
336
1
34
34
168
34
34
168
168
68
336
714
3394
-
68
-
68
МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМАЯ
НЕДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРИ 5- ДНЕВНОЙ
693 693 714 714 714
УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ
Внеурочная дея тельность( вкл ючая коррекционно- развивающу ю область)
Развитие речи
66 66 68 68
68
Логопедическая
рит мика
33 33 34 34
34
Произ но шение
66 33
Индивидуальные и
Из них обязательные
подгруппов ые
коррекционные курс ы:
логопедические
занятия
66 66 68 68
68
Пс ихокоррекционные
занятия
3528
336
168
99
336
66
66
68
68
68
336
33
33
34
34
34
168
Иностранный яз ык (английский)
-
1
1
1
1
4
В мире книг
-
-
1
1
1
3
330 330 340 340
340
1680
Другие направления внеурочной дея тельнос ти
Разговоры о ва жном
ИТОГ О