Учебный план НОО АООП ТНР (5.1) 2024-2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(адаптированная основная общеобразовательная
программа для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1)
на 2024-2025 учебный год

г. Екатеринбург, 2024 г.

Пояснительная записка
Учебный план в АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 138 - документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план сформирован на основе нормативно-правовых актов федерального,
регионального, муниципального уровня, Устава МАОУ - СОШ № 138, адаптированной
основной общеобразовательной программы организации для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены предметные области и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей
и возможностей обучающихся с ТНР. Коррекционно-развивающая область включена в
структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся с ТНР.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с ТНР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ТНР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части (русский язык, иностранный язык (английский));

на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, формируется на
основании учебных предметов, предложенных школой, выбором и запросами родителей
(законных представителей) обучающихся.
Выбор модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
осуществляется на основе анкетирования родителей (законных представителей)
обучающихся.
При реализации образовательных программ взаимодействие обучающихся и
педагогических работников может осуществляться опосредованно, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности. Выбор направлений внеурочной
деятельности определяется образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ТНР на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающие
курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же
сроки обучения. Сроки освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР
составляет 4 года
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся с ТНР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом году обучения 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом году обучения
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом году обучения используется "ступенчатый" режим

обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по
40 минут каждый).
Содержание коррекционно-развивающей области
Коррекционные курсы
Психокоррекционные
занятия (психологические)

Индивидуальные
подгрупповые
логопедические занятия.
Развитие речи

Индивидуальные
подгрупповые
логопедические занятия.
Логопедическая ритмика

Основные задачи реализации содержания
Коррекция
отдельных
сторон
психической
деятельности и личностной сферы. Формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности,
формирование
навыков
самоконтроля.
и Развитие устной и письменной речи. Формирование и
развитие различных видов устной речи на основе
обогащения знаний об окружающей действительности,
развития познавательной деятельности. Формирование
языковых обобщений и правильного использования
языковых средств в процессе общения, учебной
деятельности. Формирование, развитие и обогащение
лексического строя речи, уточнение значений слов,
развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование
грамматического оформления речи путем овладения
продуктивными и непродуктивными способами
словоизменения и словообразования, связью слов в
предложении, моделями различных синтаксических
конструкций предложений. Развитие связной речи,
соответствующей
законам
логики,
грамматики,
композиции,
выполняющей
коммуникативную
функцию:
формирование умения планировать собственное
связное высказывание;
анализировать
неречевую
ситуацию,
выявлять
причинно-следственные, пространственные, временные
и другие семантические отношения;
самостоятельно определять и адекватно использовать
языковые средства оформления связного высказывания
в соответствии с коммуникативной установкой и
задачами коммуникации. Овладение разными формами
связной речи (диалогическая и монологическая),
видами (устная и письменная) и типами или стилями
(сообщение, повествование, описание, рассуждение).
и Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики.
Развитие дыхания и голоса. Развитие чувства темпа и
ритма в движении. Воспитание координации речи с
темпом и ритмом музыки. Коррекция речевых
нарушений средствами логопедической ритмики.

Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка
учебных достижений, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего
контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного
процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения
основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования. В
процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения).
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебных
четвертей, начиная со второго класса.
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий);
- устный ответ обучающегося на один или систему вопросов.
Промежуточная аттестация обучающихся с ТНР проводится на основе результатов
накопленной оценки и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной
аттестации обучающемуся выставляется промежуточная отметка, которая фиксирует
достижение предметных планируемых результатов и является основанием для перевода
обучающихся в следующий класс.
Итоговая аттестация проводится в конце четвёртого класса, включает в себя
контрольный диктант с грамматическим заданием по русскому языку, контрольную
работу по математике и окружающему миру, комплексную контрольную работу.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ОВЗ;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации
деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
1)
Упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению.
2)
Упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания.
3)
В дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.).
4)
При необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости

самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий.
Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются
негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к
эмоциональному травмированию ребенка.
Обучающиеся с ОВЗ 2–4 классов, освоившие в полном объеме адаптированную
основную общеобразовательную программу учебного года, переводятся в следующий
класс. Обучающиеся на уровне начального общего образования, имеющие по итогам
учебного года академическую задолженность по одному и более предметам, переводятся в
следующий класс условно.

Учебный план АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) (недельный)
Классы
Количество часов
Всего
Предметные
в неделю
Учебные
области
I
II
III
IV
предметы
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
5
5
5
20
литературное
Литературное чтение
4
4
4
4
16
чтение
Иностранный
Иностранный язык
2
2
2
6
язык
(английский)
Математика и
Математика
4
4
4
4
16
информатика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
8
(Окружающий
мир)
Музыка
1
1
1
1
4
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
4
искусство
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая
Физическая культура
2
2
2
2
8
культура
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
1
1



культур и
этики
светской этики
ИТОГО 20
22
22
23
87
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ритмика
1
1
Функциональная грамотность (читаем,
2
1
1
считаем, наблюдаем)
Максимально допустимая недельная
21
23
23
23
90
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность (включая
10
10
10
10
40
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
8
8
8
8
32
Психокоррекционные занятия
2
2
2
2
8
(психологические)
Индивидуальные и подгрупповые
3
3
3
3
12
логопедические занятия:
Развитие речи
2
2
2
2
8
Логопедическая ритмика
1
1
1
1
4
направления внеурочной деятельности
2
2
2
2
8
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Развитие познавательных способностей
1
1
1
1
4

Учебный план АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) (годовой)
Классы
Количество часов
Всего
Предметные
в год
Учебные
области
I
II
III
IV
предметы
Обязательная часть
170 170
Русский язык и
Русский язык
165
170
675
литературное
Литературное чтение
132
136 136
136
540
чтение
Иностранный
Иностранный язык
68
68
68
204
язык
(английский)
Математика и
Математика
132
136
136 136
540
информатика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
66
68
68
68
270
(Окружающий
мир)
Музыка
33
34
34
34
135
Искусство
Изобразительное
33
34
34
34
135
искусство
Технология
Труд (технология)
33
34
34
34
135
Физическая
Физическая культура
66
68
68
68
270
культура
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
34
34



культур и
этики
светской этики
ИТОГО 660
748
748 782
2938
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ритмика
33
33
Функциональная грамотность (читаем,
68
34
34
считаем, наблюдаем)
Максимально допустимая недельная
693
782
782 782
3039
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность (включая
330
340
340 340
1350
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
264
272
272 272
1080
Психокоррекционные занятия
66
68
68
68
270
(психологические)
Индивидуальные и подгрупповые
99
102
102 102
405
логопедические занятия
Развитие речи
66
68
68
68
270
Логопедическая ритмика
33
34
34
34
135
направления внеурочной деятельности
66
68
68
68
270
Разговоры о важном
33
34
34
34
135
Развитие познавательных способностей
33
34
34
34
135


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Платные образовательные услуги

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».