Лузина Зоя
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Лузина Зоя
Николаевна
Дата: 2021.02.12 12:11:25
+06'00'
1
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми
средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного
глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец
занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование
разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития
личности. Важно не упуститьблагоприятный период для развития музыкальных
способностей детей, поддержать их стремление к творческому самовыражению и
занятияммузыкой, исходя из индивидуальных качеств каждого ребенка, но
необходимонаучить их делать это красиво и правильно, помогая сориентироваться
вогромном потоке музыкальной информации, прививаявкус.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
объединения дополнительного образования Студия «Детская хореография» имеет
художественную направленность и разработана на основе дополнительной
авторской образовательной программы «Современная хореография». Автор педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Е.С.Суслова - балетмейстер Танц-ателье «Этуаль» объединения ГАНОУ СО
"Дворец молодёжи" г. Екатеринбург. Программа направлена на формирование
общей культуры личности, индивидуальной танцевальной культуры, приобщение
обучающихся
к
общечеловеческим
ценностям,
подготовку
молодежи
к
творческому и художественно приемлемому потреблению в сфере массовой
танцевально-музыкальной культуры, воспитание культуры повседневного досуга.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия
«Детская хореография» составлена на основании следующих нормативноправовых документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об
образованиив Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
2
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
(далее
Порядок
-
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РоссийскойФедерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее - СанПиН).
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая
разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий приреализации образовательных программ».
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №
1726-р) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей).
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
3
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
30.11.2016№11) (далее - Федеральный приоритетный проект).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №
461ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области».
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №
«О
503ПП
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области».
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловскойобласти от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Свердловской области».
Устав МАОУ СОШ № 138.
Новизна программы студии «Детская хореография» заключается в том, что
она рассчитана на работу с детьми независимо от наличия у них специальных
физических данных на воспитание хореографической культуры и привитие
начальных навыков творчества в танце. Программа
позволяет познакомить
учащихся со многими танцевальными стилями и направлениями.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы Студии «Детская хореография» обусловлена тем, что в школьные годы
закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и
4
физического развития ребёнка, формируется его личность. В последнее время
заметна тенденция возросшего интереса к танцевальной культуре. Танцевальное
искусство становится одним из самых действенных факторов формирования
гармонически развитой, духовно богатой личности. Благодаря систематическому
хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую
эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных
способностей
помогает
более
тонкому
восприятию
профессионального
хореографического искусства.
Движение и музыка, одновременно влияя на учащегося, формируют его
эмоциональную
сферу,
координацию,
музыкальность
и
артистичность,
воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную,
моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Учащийся познает
многообразие танца: классического, народного, современного и др. Хореография
воспитывает
коммуникабельность,
трудолюбие,
умение
добиваться
цели,
формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает
ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Педагогическая целесообразность программы. Одной из важнейших задач
учебно-воспитательного
процесса
является
художественно-эстетическое
и
культурное развитие детей. Знакомство с различными направлениями, историей и
географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и
внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные
состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Кроме того, в этот период дети интенсивно растут и развиваются, движения
становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в
этот возрастной период. В процессе учебных занятий у детей происходит снижение
работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка. Одной из
важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация
двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и
удовлетворяет естественные потребности в движениях.
5
Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной
работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к
общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный
эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются
недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи
общего укрепления и физического развития обучающихся.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого
состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в
художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений
исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Специфические средства
воздействия на учащихся, свойственные танцам, способствуют общему развитию:
коррекции недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности
(дружелюбия,
дисциплинированности,
коллективизма),
эстетическому
воспитанию. Эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить
приемы
движений
и
характер
упражнений
-
музыкально совершенствуя психические функции (мышление, память, внимание,
восприятие).
Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая
окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию
внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на
смену музыкальных фраз.
Проблема построения модели образовательного процесса с включением
многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия,
в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно
актуальной.
Данная программа включает в себя изучение современного танца, русского
народного танца.
6
Помимо народных танцев, в программу включено изучение современных
эстрадных танцев, что стимулирует интерес воспитанников к танцевальному
искусству и расширяет их кругозор.
Цель и задачи
Цель – создание условий для личностного развития обучающихся, формирования
творческих
способностей,
удовлетворения
индивидуальных
потребностей
обучающихся в художественно-эстетическом развитии, выявления и поддержки
талантливых детей, профессиональной ориентации средствами хореографического
искусства через знакомство с различными направлениями танцевальной культуры.
Задачи
обучающие:
• введение детей в мир культуры, хореографического искусства и современного
танца;
• знакомство детей с различными танцевальными компонентами;
• обучение основам хореографии;
развивающие:
•
развитие
специальных
выносливости,
способностей
выразительности,
(силы,
координации
эмоциональности,
движений,
совершенствование
исполнительской деятельности);
• развитие способности к импровизированному танцу, приобретение собственной
манеры исполнения на основе навыков выразительного, эмоционального
движения, свободного владения своим телом, умение передавать характер музыки;
воспитательные:
•
формирование
художественного
вкуса,
эстетического
восприятия
действительности;
• формирование уважения к культуре, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
• формирование ценностного отношения к искусству, своему здоровью;
• формирование ценностного отношения к себе и другим людям.
7
Отличительные особенности Программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия
«Детская хореография» построена на принципах индивидуального обучения и
коллективной деятельности, включает в себя конкурсную форму проведения
занятий. Занятия по данной программе способствуют активному приобщению
детей к самовыражению и самореализации.
Основы взаимодействия педагога и ребёнка на занятиях:
искренность педагога и доверие детей;
оптимизм и юмор, являющийся стимулом к работе;
профессионализм и компетентность педагога, позволяющих постоянно
удивлять детей, делать каждое занятие интересным и увлекательным;
доверие педагога к решениям и стремлениям ребёнка;
поощрение и похвала педагога;
игровые приёмы.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы студия «Детская хореография» способствует:
1. Развитию физических способностей (сохранение правильной осанки,
формирование танцевального шага, способности сохранять равновесие при
вращении и прыжках, умение пользоваться дыханием).
2. Развитию творческих способностей при создании художественного образа, что
связано с эмоциональной отзывчивостью на музыку, с выбором хореографического
стиля и сочинением хореографических композиций, с созданием сценического
образа с помощью костюма, грима, прически.
3. Освоению основ русской классической хореографии через изучение техники
танца модерн, джазового танца, народного танца, свободной пластики и
импровизированного танца.
Положительный результат в обучении определяется совокупностью и
взаимодействием
следующих
факторов:
систематичностью,
последовательностью, прочностью изучаемого материала.
8
Особенностью методики проведения учебных занятий является объединение
теоретической и практической части. Порядок работы, формы проведения
занятий могут быть различны. Преобладает деятельностный характер обучения.
На занятиях используются следующие формы обучения: индивидуальная,
групповая, коллективная.
Содержание программы осваивается детьми на занятиях различных типов:
- учебно-тренировочное занятие;
- постановочная работа (постановка танца);
- открытый показательный урок.
Данная программа разработана на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации
жизнедеятельности и образования детей и подростков;
создания творческой атмосферы в детском коллективе, где каждый ценен
и значим, что ведёт к позитивному восприятию и освоению деятельности;
приоритета интереса каждого учащегося и учёта его интеллектуальных
и психофизических личностных способностей;
непрерывности образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
обеспечения комфортной эмоциональной среды;
развивающего обучения.
Обязательным на занятиях является учёт возрастных особенностей детей.
Категория и возраст детей
Программа предназначена для детей 1 - 4 класса в возрасте 7-10 лет. На
обучение по программе могут быть зачислены все желающие заявленной
возрастной категории без какой-либо специальной подготовки.
Возрастные особенности детей
Психофизиологические особенности
Особенности педагогического
ребёнка
взаимодействия на занятиях
7-8 лет Восприимчивость, эмоциональность, Основной формой занятий
впечатлительность.
является учебноВозраст
9
Осознание роли физической нагрузки. тренировочное занятие и
Стремление к новизне через
импровизационная игра
устоявшиеся ритуалы, серьезное
(эксперименты, конкурсы,
отношение к развитию физических
турниры, театрализованные
способностей как основе танца.
дни рождения и т.п.).
Радость успехам.
Основная задача педагога «Мышечная радость».
мотивировать ребёнка к
Стремление к совершенству.
получению удовольствия от
Повышение самооценки.
результата своего труда,
Уверенность, смелость.
развитие волевых качеств и
Определение своего места в коллективе коммуникативных навыков.
9-10 лет Впечатлительность.
Основная форма занятий
Критичность к себе и другим,
репетиция и постановочная
стремление к совершенству.
работа. Особое значение
Способность отличить подлинное
приобретают посещение
искусство.
театров, концертов других
Эстетическое восприятие
хореографических
действительности.
коллективов. Участие в
Дух соревновательности.
конкурсах, фестивалях.
Осознания роли физических нагрузок, Эксперименты, конкурсы, турниры
роли коллектива, своего места в
(внутри группы), совместные
праздники «Дни рождения»
коллективе.
Праздники,
Чувство ответственности за себя и
сохраняют своё значение.
других.
Взаимопомощь, товарищество, дружба, Основная задача педагога:
общение в неформальной обстановке. создание концертной команды,
формирование у каждого члена
коллектива ощущения своей
значимости, неповторимости
и ответственности за результаты
работы коллектива
Уровни освоения
Программа рассчитана на обучение учащихся 7-10 лет. Содержание
программы соответствует «Стартовому уровню». Основными задачами данного
уровня являются первоначальное знакомство с хореографией, формирование
интереса
к
данной
деятельности,
приобретение
первоначального
опыта
танцевальных движений. Предполагается использование общедоступных и
10
универсальных
форм
организации
материала
и
минимальная
сложность
содержания.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы Студии «Детская хореография» - 1год.
Наполняемость групп обучения: до 25 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 2
академических часа по 30 минут с перерывом 10 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
СТУДИИ «ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»
Содержание
разделов
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы Студия «Детская хореография» представлено
в виде тематических циклов.
Программа первого года обучения рассчитана на 112 часов.
Количество часов в неделю:4 академических часа
Учебных недель: 28
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
№
Название раздела
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
2
Танец модерн
32
5
27
3
Джазовый танец
33
8
25
4
Народный танец
35
14
21
6
Творческая
10
1
9
п.п.
концертная
деятельность
Наблюдение,
участие в конкурсах
и концертах,
отзывы родителей и
детей, открытые
занятия, портфолио
обучающихся,
диагностика
индивидуального
11
Итоговое занятие
7
1
для родителей
Всего:
1
112
24
развития,
эксперимент.
88
Содержание
1. Вводное занятие: цели и задачи обучения первого года.
2. Танец модерн
Теория. Основные понятия танца модерн: «центр», «гравитация», «баланс»,
«контракция», «релаксация».
Практика.
Упражнения
на
развитие
специфических
танцевальных,
физических способностей.
Упражнения, включающие понятие «центр». Упражнения, включающие
понятие «гравитация». Упражнения на развитие равновесия в статичных
положениях тела, в динамике.
Теория. Понятие. Понятие «баланс».
Практика. Упражнения на дыхание. Упражнения на развитие подвижности
стопы.
Теория. Понятие «контракция», «релаксация» положения и другие термины
танца «модерн».
Практика. Упражнения для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя,
лёжа. Изучение и отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса.
Теория. Понятие «спираль», работа корпуса - специальные упражнения.
Практика.
Танцевальные
шаги
(сочетание
различных
движений
в
продвижении вперед, назад, в сторону и т.д.). Прыжки.
Танцевальные комбинации, развёрнутые композиции, этюды.
Разучивание
танцевальных
элементов
в
развитии:
полупальцы,
полуповороты, смена ракурса, смена рисунка продвижения, смена ритма.
Ввод движений, требующих более серьёзных усилий. Укрупнение
12
амплитуды движения. Увеличение энергии исполнения. Ускорение движения
(смена темпа). Смещение «центра» танцовщика в пространстве (сидя, стоя, лёжа,
в прыжке, в прыжке-пролёте). Комбинации на 8, 16, 32 и более тактов.
Ввод новых элементов происходит плавно и постепенно.
Импровизация учащихся.
Эмоционально окрашенное движение в пространстве. Выполнение движения
как путешествие рук, ног, шеи, головы, туловища через пространство.
Импровизация в форме игры. Танец под музыку и без музыкального
сопровождения.
Самостоятельное
выполнение
разученных
композиций,
этюдов
или
концертных номеров.
3. Джазовый танец.
Теория. История джазового танца. Основные этапы возникновения
джазового танца. Эволюция джазового танца.
Понятия «изоляция», «свинг». Сравнительный анализ джазового танца и
других танцевальный течений.
Понятия «изоляция», «свинг».
Практика. Специальные танцевальные упражнения разогревающего мышцы
характера. Понятие «изоляция», применение в танцевальных комбинациях.
Специальные упражнения. Упражнения на развитие координации рук, ног,
корпуса, головы. Танцевальные джазовые шаги, танцевальные связки (дорожки),
различные их виды и сочетания. Прыжки.
Развернутые этюды, танцевальные комбинации.
Танцевальные комбинации: 8 тактов 2\4, 3\4, 4\4, 6\8; музыкальный размер
на 16 тактов, 32 такта. Развитие движений от простого к сложному. Расчленение
движения на составные. Сочетание подобных движений. Сочетание контрастных
элементов. Комбинации на работу отдельно - рук, ног, головы, бедер, плеч,
корпуса. Виды джазовых шагов. Соединение нескольких видов. Развитый этюд.
Импровизация учащихся.
13
Импровизация в форме игры. Коллективная импровизация по заданию.
Например: «Гроздь винограда», «Сороконожка», «Звезда», «Деревья», «Трава»,
«Вода».
Импровизация в форме контактного танца. Движение предыдущего
танцовщикаявляется основой для
последующего.
Тесный
контакт:
соприкосновение и переплетение рук, ног, туловища.
Эмоциональное и физическое раскрепощение. Уверенность в своих
движениях. Изучение своего тела как инструмента. Работа со скакалкой.
4. Народный танец.
Теория. История народного танца. Основные этапы развития народного танца.
Основы термины народного танца. Знакомство с особенностями народного
костюма, его спецификой.
Простой хороводный шаг. Приставной шаг в сторону. Шаг с притопом.
Тройной притоп. «Моталочка», «Ковырялочка», «Гармошка».
Практика.
Разучивание
коротких
этюдов
на
основе
русской
инструментальной музыки, народной песни.
5. Сценический образ.
Теория. Элементы актерского мастерства.
Практика. Упражнения и этюды на развитие актерских способностей.
Теория. Костюм.
Формирование бережного отношения к сценическому костюму.
Практика. Пошив костюмов. Примерка. Чистка костюмов, мелкий ремонт
костюма.
Теория. Грим.
Грим и его многообразие: молодое и старческое лицо, характерный грим.
Учет индивидуальных особенностей строения лица учащегося, особенности кожи.
Практика. Формирование приемов и навыков нанесения грима: концертного,
молодежного, характерного.
Теория. Причёска.
14
Причёска - важнейшая деталь грима. Виды причесок для девочек и
мальчиков, используемых в гриме, костюме, концертных композициях коллектива.
6. Творческая деятельность.
Постановка танцевальных номеров.
Теория. Основа танца. Выученные движения и элементы базового уровня
обучения и задачи коллектива в целом. Учёт возрастных особенностей обучаемых,
эмоциональная отзывчивость, творческая активность детей.
Практика. Репетиционный процесс. Отработка хореографической лексики.
Отдельные концертные выступления как показатель уровня подготовки
учащихся. Индивидуальная работа. Выявление индивидуальных способностей,
наклонностей учащихся.
Итоговое занятие в форме открытого урока. Всесторонний показ результата
хореографических умений и навыков - шаг, гибкость, прыжок, эластичность,
выразительность.
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
что такое танец, его виды;
характерные особенности танца «модерн»;
характерные особенности джазового танца, его отличия от других
танцевальных стилей;
народный танец, его значение для русской танцевальной школы;
основные профессии, связанные с танцем: балетмейстер, артист,
педагог-хореограф и др;
уметь:
• выполнять упражнения подготовительного комплекса:
-упражнения натянутой и сокращенной стопой, сгибанием и разгибанием
коленного и тазобедренного сустава;
-упражнения, способствующие растяжению мышц и связок всего опорно15
двигательного аппарата;
-упражнения, способствующие укреплению и развитию мышц и связок, суставов
в танцевальных «позициях», в выворотных положениях;
-упражнения на координацию движений рук и ног, корпуса, головы;
-упражнения на развитие музыкальных способностей.
выполнять простейшие танцевальные шаги, «дорожки»;
выполнять простейшие прыжки и сочетания прыжков;
выполнять танцевальные комбинации (на 16 тактов, 32 такта и более) в
ансамбле и соло;
исполнять танцевальные композиции.соответствующие возрасту и уровню
подготовки.
16
Оценочные материалы
Формы аттестации
Отслеживания результатов танцевальной студии «Анастасия» осуществляется
через фестивали и конкурсы различного уровня от районного до международного,
отчётный концерт танцевальной студии.
Отслеживание и фиксация результатов осуществляется через фото и
видеозаписи концертных выступлений, дипломы и грамоты с конкурсов и
фестивалей, журнал посещаемости, сертификаты о прохождении мастер-классов,
отзывы родителей и детей.
Демонстрация достижений и результатов Студии «Детская хореография»
происходит через хореографические конкурсы и фестивали, открытые занятия,
портфолио
учащихся,
поступление
выпускников
в
профессиональные
образовательные организации по портфолио.
Формы подведения итогов
Спектр способов и форм выявления результатов:
наблюдение педагога;
беседы с родителями и детьми;
просмотр на репетициях;
праздничные мероприятия;
конкурсы;
открытые и итоговые занятия;
диагностика индивидуального развития;
анализ выполнения программы;
анализ результатов участия детей в мероприятиях;
эксперимент
(особая
ситуация,
когда
дети
становятся
главными
участниками нового события).
Спектр способов и форм фиксации результатов:
грамоты;
дипломы;
17
диагностические индивидуальные карты;
видеозапись;
отзывы детей и родителей;
методические разработки;
портфолио.
Спектр способов и форм предъявления результатов:
праздники;
концерты;
открытые занятия;
итоговые занятия.
Оценочные материалы
1. Тест «Солнышко» на выявление уровня развития воображения. На предложенной
картинке необходимо было выявить и устранить несоответствие. При обработке
данных никому уровню соответствовало формальное устранение несоответствия,
среднему - более содержательное устранение несоответствия, высокому сложный ответ.
2. Тест
на
выявление
артистических
данных.
Каждому
тестируемому
в
индивидуальном порядке было предложено под специально подобранный
музыкальный материал, применяя в качестве основных выразительных средств
только пантомиму и мимику, изобразить любой из заданных персонажей или
ситуаций (например, муха на варенье, кошка, охотящаяся на птичку, ловля
кузнечика) на выбор. При обработке показателей низкому уровню соответствовал
формальный
подход
с
использованием
общепринятых
шаблонов,
без
использования мимики. Среднему уровню соответствовал почти тот же шаблон,
но с попыткой добавить что-то свое и использование мимики. Высокий уровень изображение образа или ситуации нестандартно с богатой мимикой.
3. Тест
на
выявление
артистических
данных.
Каждому
тестируемому
в
индивидуальном порядке было предложено под специально подобранный
музыкальный материал, применяя в качестве основных выразительных средств
18
только пантомиму и мимику, изобразить любой из заданных персонажей или
ситуаций (например, муха на варенье, кошка, охотящаяся на птичку, ловля
кузнечика) на выбор. При обработке показателей низкому уровню соответствовал
формальный
подход
с
использованием
общепринятых
шаблонов,
без
использования мимики. Среднему уровню соответствовал почти тот же шаблон,
но с попыткой добавить что-то свое и использование мимики. Высокий уровень изображение образа или ситуации нестандартно с богатой мимикой.
Критерии определения результативности программы:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и
основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с
музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать
в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания
хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность,
восторг, тревогу, печаль и т.д.).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук,
подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные
акробатические упражнения.
Координация,
ловкость
движений
–
точность
исполнения
упражнений,
правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую
музыку на основе освоенных на занятиях движений.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения
(выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения.
Показателем качества образования являются достижения учащихся в концертах,
конкурсах, фестивалях разного уровня.
19
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для
успешной
организации
деятельности
Студии
«Детская
хореография» созданы материально-технические условия:
зал, оборудованный станками и зеркалами;
форма для занятий;
музыкальный центр;
шкаф для хранения костюмов;
гимнастические коврики;
аудио- и видеодиски;
телевизор и видеомагнитофон;
проектор;
концертные костюмы и концертная обувь.
Методическое обеспечение:
- специальная литература по хореографии.
В
танцевальной
студии
создана
информационно-методическая
медиатека по следующим темам:
«Методика
преподавания
бальных
танцев.
Латиноамериканская
программа»
«Методика преподавания бальных танцев. Европейская программа»
«Первый Московский Международный конгресс по танцевальному спорту.
Латиноамериканская программа»
«Первый московский Международный конгресс по танцевальному спорту.
Европейская программа»
«Популярные английские вариации. Европейские танцы».
«Популярные английские вариации. Латиноамериканские танцы».
«Семинар по современному танцу. Базовый уровень. Мастер-класс
(практикум). Педагог-хореограф Н.В. Лысцова».
20
«Открытые уроки по современному танцу. Базовый уровень. Мастер-класс
(практикум). Педагог-хореограф Н.В. Лысцова».
«Современный танец для детей 9-12 лет. Ашот Назаретян».
«Мастер-класс по современному танцу. Евгений Шевцов»
Конкурсные выступления.
Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий
Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы,
изложения нового материала, закрепления изученного и повторения
пройденного.
Коллективная работа – один из методов, приучающих справляться с
поставленной
задачей
сообща,
учитывать
мнение
окружающих.
Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию
дружественной обстановки.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной
демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при
объяснении нового материала; он связан с демонстрацией кинофильмов,
презентаций и др.
Метод практического обучения (практическое занятие) - это
основной
вид
занятий,
направленный
на
формирование
предпрофессиональных практических умений и навыков.
Метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение).
Метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль.
Метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со
специальной литературой, интернет ресурсами.
Кадровое обеспечение
Согласно
профессиональному
стандарту
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых» данную программу реализует педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального
21
стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6.
Список литературы
Для педагога
1.
Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн: Пособие для
начинающих. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство
«Планета музыки», 2011.
2.
Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной
балетной программе/Пер. с англ. С.Ю. Бардиной. - М.: 000 «Издательство
АСТ»: «Издательство Астрель», 2013.
3.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование
детей: учебник для
студентов педагогических училищ и колледжей. – М.: Владос, 2004.
4. Захаров В. М. Танцы народов мира. – М., 2011.
5. Полятков С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, 2015.
6.
Гусев г.п. Методика преподавания народного танца: Упражнения у
станка: Учеб. Пособие для вузов искусств и культуры. - М.: Гуманит. Издат.
Центр ВЛАДОС, 2013.
7.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Танцевальные
движения и комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для вузов искусств
и культуры. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2009.
8. Звёздочкин В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов
высших и средних учебных заведений искусств и культуры. - Ростов н/Д:
«Феникс». Серия «Учебники и учебные пособия», 2010.
9. Ритмическое воспитание актёра: Методическое пособие. – М: ВЦХТ «Я
вхожу в мир искусства», 2016
Для детей и родителей
1Ерохина О.В. Школа танцев для детей/Серия «Мир вашего ребёнка». Ростовн/Д: «Феникс», 2013.
22
2. Попова Е. П. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.,
«Олимпия-пресс», 2010.
3. Смит Люс. Танцы. Начальный курс/Л. Смит; пер. сангл. Е. Апрышко; М.: 000 «Издательство Астрель» : 000 «Издательство АСТ», 2011.
4. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Учите танцевать. – М., 2013.
5. Шарова Н.И. Детский танец. – СПб.:Издательство «ПЛАНЕТА
МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011.
23
Календарный учебный график
Количество часов в неделю - 4
Количество часов в год – 112
Продолжительность учебного года – 28 недель.
окт/
1
Творческое
знакомство.
Правила по
технике
безопасности.
Танец модерн.
Основные
понятия танца
модерн
2-3
4
окт/1
окт/
1
Комбинированное
занятие
Пространственные
музыкальные
упражнения.
Групповая,
фронтальная
форма.
Собеседование
Основные понятия
танца модерн
1
0
1
1
32
5
27
3
2
1
2
1
1
1
1
форма
контроля
место
проведения
1
зал ритмики
1
Собеседовани
е вводное
занятие
практика
Вводное занятие.
теория
Тема
зал ритмики
кол-во
часов
всего
Форма занятия
№
пп
Месяц/неделя
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа
Наблюден
ие, участие
в
конкурсах
и
концертах,
отзывы
родителей
и детей,
открытые
занятия,
портфолио
учащихся,
диагности
ка
индивидуального
развития,
эксперимент.
24
5
окт/
2
Комбинированное
занятие
6
окт/
2
Практическое
занятие
7
окт/
2
8
окт/
2
Упражнения на
развитие
специфических
танцевальных,
физических
способностей.
Танцевальные
шаги
Позиции рук и
ног.
1
1
Практическое
занятие
Упражнения
разминки.
1
1
Практическое
занятие
Упражнения,
включающие
понятие «центр».
1
1
Практическое
занятие
Упражнения,
включающие
понятие
«гравитация».
Упражнения на
дыхание.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
окт/
3
Практическое
занятие
окт/
3
Комбинированное
занятие
Понятие «баланс».
Практическое
занятие
Упражнения для
рук.
Практическое
занятие
Упражнения на
развитие
подвижности
стопы.
Понятие
«контракция»,
упражнения на
гибкость и
растяжку.
12
13
1415
окт/
4
окт/
4
16
1
окт/
3
окт/
3
2
1
9
11
18
Комбинированное
занятие
2
1
1
25
1617
окт/
4-5
18
нояб/
5
19
нояб/
5
20
нояб/
5
21
нояб/
6
22
нояб/
6
2324
нояб/
6
2526
нояб/
7
27
нояб./
7
Комбинированное
занятие
Понятие
«релаксация»,
упражнения на
полу.
Практическое Прыжки на месте и
занятие
в продвижении.
Практическое
занятие
Понятие
«спираль».
Практическое Отработка позиций
занятие
и положений рук,
ног, головы,
корпуса.
Практическое
Упражнения на
занятие
развитие
равновесия в
статичных
положениях тела.
Практическое
Упражнения на
занятие
развитие
равновесия в
динамике.
Танцевальные
комбинации,
развёрнутые
композиции,
этюды.
КомбинироРазучивание
ванное
танцевальных
занятие
элементов в
развитии.
КомбинироКомбинации на 8,
ванное
16 тактов.
занятие
Практическое
занятие
Смена рисунка в
продвижении.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
2
2
1
8
2
1
1
1
26
28
нояб/
7
29
нояб/
8
30
нояб./
8
31
нояб/
8
Практическое
занятие
Смена ритма в
танцевальных
комбинациях.
1
1
Практическое
занятие
Укрупнение
амплитуды
движения.
1
1
Практическое
занятие
Совмещение
«центра»
танцовщика в
пространстве.
Комбинации на 24
такта.
1
1
1
1
Практическое
занятие
Импровизация
учащихся.
32
нояб/
8
33
нояб/
9
Практическое
занятие
Творческое
занятие
Самостоятельное
исполнение
разученных
комбинаций на
заданную тему.
Импровизация в
форме игры.
2
0
2
1
1
1
1
Джазовый танец.
34
дек/
9
Групповая,
фронтальная
форма.
Собеседование
История
джазового танца.
Основные
характеристики
джазовых
элементов.
История развития
джазового танца.
8
3
1
1
1
25
2
зал ритмики
33
Наблюдение,
участие в
конкурсах
и
концертах,
отзывы
родителей
и детей,
открытые
занятия,
27
3536
дек/
9
Комбинированное
занятие
Основные
характеристики
джазового танца.
Специальные
танцевальные
движения.
3738
дек/
10
39
дек/
10
11
2
1
1
Практическое
занятие
Эволюция
джазового танца,
разминка.
1
Комбинированное
занятие
Основные этапы
возникновения
джазового танца,
упражнения на
полу.
Джазовая ходьба.
2
4243
дек/
11
44
дек/
11
Практическое
занятие
Упражнения на
«изоляцию».
45
дек/
12
46
дек./
12
Практическое
занятие
Практическое
занятие
47
дек/
12
Упражнения на
середине зала.
Развитие
отдельных групп
мышц и
подвижности
суставов.
Упражнения на
координацию.
дек/
12
2
Понятия
«изоляция»,
«свинг».
дек/
10-11
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Упражнения на
координацию
движений в
пространстве.
2
13
Комбинированное
занятие
4041
48
2
1
1
1
2
2
1
1
1
портфолио
учащихся,
диагности
ка
индивидуального
развития,
эксперимент.
1
1
1
1
1
1
1
28
49
5051
5253
5456
5758
5960
янв/
13
Практическое
занятие
Точность
выполнения
движений.
Танцевальные
комбинации,
14
развёрнутые
композиции,
этюды.
Развитие движений
от простого к
2
сложному.
янв/
13
Комбинированное
занятие
янв/
13-14
Комбинированное
занятие
Танцевальные
комбинации: 8
тактов, 2/4.
янв/
14
Комбинированное
занятие
Виды джазовых
шагов.
янв/
15
Комбинированное
занятие
Танцевальные
комбинации: 8
тактов, ¾, 4/4.
янв/
15
Комбинированное
занятие
Расчленение
движения на
составные.
Практическое
занятие
Комбинации на
работу отдельно –
рук, ног, головы,
бедер, плеч,
корпуса.
Комбинации на 24
такта.
6162
янв/
16
63
янв/
16
Практическое
занятие
1
Импровизация
учащихся.
1
5
9
1
1
2
1
1
3
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
3
-
3
29
6465
янв/
16-17
66
февр/
17
Групповая,
фронтальная
форма.
Собеседование
Творческое
занятие
Коллективная
импровизация на
заданную тему.
Импровизация в
форме контактного
танца.
2
2
1
1
67
6869
7071
7273
февр/
17
Групповая,
фронтальная
форма.
Собеседование
История
народного танца.
История развития
народного танца.
Специфические
танцевальные
движения.
35
14
21
1
1
0
1
1
17
7
10
2
1
1
февр/
17-18
Комбинированное
занятие
Позиция рук на 1,2,3 на талии.
февр/
18
Комбинированное
занятие
Позиции ног
открытые и
закрытые.
фев/
18-19
Комбинированное
занятие
Танцевальные
шаги.
Практическое
занятие
Дробные
выстукивания
«Печатка»
1
1
Практическое
занятие
Шаг с притопом в
сторону, тройной
притоп.
1
1
74
февр/
19
75
февр/
19
2
1
1
2
1
1
зал ритмики
Народный танец.
Наблюдение,
участие в
конкурсах
и
концертах,
отзывы
родителей
и детей,
открытые
занятия,
портфолио
учащихся,
диагности
ка
30
7677
7879
8081
8283
84
февр/
19-20
Комбинированное
занятие
фев/
20
Комбинированное
занятие
фев/
20-21
Комбинированное
занятие
Элемент русского
танца «ёлочка»,
«гармошечка».
март/
21
Комбинированное
занятие
Элемент русского
танца
«ковырялочка с
притопом».
Хлопушки – в
ладоши, по бедру:
в простых
ритмических
рисунках.
Танцевальные
комбинации,
развёрнутые
композиции,
этюды.
Танцевальные
комбинации.
март/
21
Практическое
занятие
«Припадание» на
месте и с
продвижением в
сторону.
Элемент русского
танца «верёвочка».
март/
22
Комбинированное
занятие
март/
22-23
Хоровод.
8889
Комбинированное
занятие
9091
март/
23
Практическое
занятие
Работа в паре
8587
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
7
2
5
3
1
2
2
1
1
2
Сценический
образ.
10
индивидуального
развития,
эксперимент.
2
4
6
31
9697
9899
100
101
март/
24
Творческое
занятие
Упражнения и
этюд на развитие
актёрских
способностей.
Костюм. Пошив,
примерка, ремонт
костюма
март/
24-25
Комбинированное
занятие
апр/
25
Комбинированное
занятие
Грим и его
многообразие.
апр/
25-26
Комбинированное
занятие
Причёска –
важнейшая деталь
грима.
Творческая
концертная
деятельность.
апр/
26-27
Комбинированное
занятие
Постановка
танцевального
номера.
107
апр/
27
Комбинированное
занятие
Репетиция на
школьной сцене.
108
110
апр/
27-28
Практическое
занятие
111
апр/
28
Отработка
концертного
номера.
Выступление на
школьном
празднике.
112
апр/
28
102
106
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Итоговое занятие
для родителей
2
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
10
1
9
5
1
4
1
1
3
3
1
1
1
1
зал ритмики
9495
март/
23-24
Элементы
актёрского
мастерства.
Наблюдение,
участие в
концертах,
отзывы
родителей
и детей,
открытые
занятия,
портфолио
учащихся,
диагности
ка
индивидуального
развития.
Наблюдение,
отзывы
зал
ритми
ки
9293
Комбинированное
занятие
32
Итого:
112
24
88
родителей
и детей,
открытые
занятия.
33
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Студия «Детская хореография» предназначена для дополнительного
образования детей в условиях общеобразовательной школы.
Данная программа ставит своей целью обеспечить оптимальный
вариант хореографической подготовки детей 7-10 лет. Программа содержит
задачи комплексного развития, социализации и индивидуализации ребенка,
основана на опыте преподавания классического, народного и современного
танца,
психологии
и
творчества,
а
также
учитывает
анатомо-
физиологические аспекты отбора для занятий хореографией.
Программа ориентированана эстетическое воспитание учащихся
средствами танца, воспитание творческой, всесторонне-развитой личности.
Программа доступна для детей разного уровня способностей.
Форма занятий – групповая, очная.
34
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)